Опубликовано 20 декабря 2017, 16:45

Экзопланеты у нейтронных звезд назвали потенциально обитаемыми

© Cecilie/Flickr

Астрофизики смоделировали условия на поверхности тел, обращающихся вокруг нейтронных звезд — одного из конечных этапов эволюции светил. У таких тел должны быть огромные атмосферы для того, чтобы поглощать большое количество рентгеновского излучения и высокоэнергетических частиц от звездного остатка. Статья с результатами работы опубликована в журнале Astronomy & Astrophysics.

Нейтронные звезды — это одни из самых экстремальных астрофизических объектов. При размере всего в пару десятков километров их масса сравнима с массой Солнца, для них характерны магнитные поля колоссальной напряженности, а также мощная вспышечная активность при наличии постоянного притока вещества извне. Лишь про небольшую часть из примерно 3000 известных нейтронных звезд установлено, что у них есть субзвездные (обладающие значительно меньшей массой) компаньоны. Наиболее известная система — B1257+12 — расположена в 2300 световых лет от нас, вокруг пульсара в ней вращаются три планеты, две из которых были открыты в 1992 году. Это были самые первые обнаруженные вне Солнечной системы планеты, причем B1257+12 A до сих пор самая легкая: ее масса вдвое меньше лунной.

Результаты новой работы, в которой впервые сделана попытка рассчитать положение зоны обитаемости вокруг нейтронных звезд, предполагают, что на планетах вокруг таких объектов все равно может существовать жизнь. Оказалось, что относительно благоприятные условия простираются до такого же расстояния, как между Солнцем и Землей. Однако такие планеты должны быть суперземлями с массой в 1-10 земных, так как иначе они очень быстро потеряют атмосферу. Сама газовая оболочка должна быть в миллион раз более плотной, чем на нашей планете. Таким образом, условия на поверхности можно было бы сравнить с глубинами земных океанов.

При помощи рентгеновского телескопа Chandra авторы изучили пульсар PSR B1257+12. Две внешние планеты оказались суперземлями с массой 4-5 земных. Их орбиты оказались достаточно близки для разогрева. «Согласно нашим расчетам, температура на этих планетах может быть подходящей для наличия жидкой воды на поверхности, — сказал соавтор работы Алессандро Патруно из Лейденского университета. — Однако мы пока не знаем, обладают ли эти тела необходимыми экстремально плотными атмосферами».

В будущем астрономы надеются изучить этот и другие пульсары более детально, например, при помощи массива телескопов ALMA, который сможет узнать, есть ли пылевые диски в этой системе. Такие диски зачастую хорошо указывают на наличие планет.