Опубликовано 23 октября 2017, 15:23

Две карликовые планеты заподозрили в вулканизме

© flflflflfl/Pixabay

На двух карликовых планетах, чьи орбиты находятся за пределами орбиты Нептуна, должны быть действующие ледяные вулканы, которые поддерживают оболочку из замерзшего азота. Такие результаты авторы исследования представили на съезде отделения наук о планетах Американского астрономического общества.

Карликовые планеты Эрида и Макемаке — второй и третий по величине объекты в поясе Койпера. Считается, что обе они все же слишком малы и холодны, чтобы поддерживать вулканическую активность. Однако авторы исследования, сотрудники Института SETI, полагают, что некоторые внутренние процессы там могут происходить.

Поверхность этих объектов покрыта метановым льдом, это известно по результатам спектрального анализа. Когда метан испаряется, на поверхности остается толин – смесь органических сополимеров, образующихся из простых соединений под действием солнечного света. Судя по количеству метана, толин должен покрывать значительную часть поверхности карликовых планет, однако они продолжают очень хорошо отражать солнечный свет, как если бы были целиком покрыты замерзшим азотом.

Лед из азота ведет себя не так, как водяной: при нагревании он растягивается. Ученые предполагают, что так может тянуться и лед на поверхности Эриды и Макемаке, при этом он погребает под собой отложения толина. Согласно другой гипотезе, здесь могут повторяться процессы, происходящие на Плутоне, на равнине Спутника. Лед на поверхности там восстанавливается за счет поднимающихся из глубины слоев, что напоминает движение тектонических плит, однако для этого недостаточно той энергии, которую может получать карликовая планета на окраине Солнечной системы.

Авторы исследования предполагают, что необходимую энергию могут давать радиоактивные породы, залегающие вблизи ядра. Они могут спровоцировать геологическую активность, необходимую для работы ледяных вулканов. Либо на карликовых планетах есть несколько областей, похожих на равнину Спутника, где лед постепенно выходит на поверхность.