Опубликовано 02 апреля 2017, 13:37

История науки: давший имена кратерам и морям

399 лет назад родился Франческо Гримальди
Франческо Гримальди

© Wikimedia Commons

О прожившем всего 45 лет иезуите, успевшем дать имена ученых кратерам на Луне, помочь выйти крупнейшему астрономическому трактату Возрождения и открывшем дифракцию, рассказывает наш сегодняшний выпуск ежедневной рубрики «История науки».

Франческо Мария Гримальди родился 2 апреля 1618 года в Болонье. Его отец был торговцем, однако позволил юноше получить образование. Восемь лет, с 1637 по 1645 год, он учился теологии, философии, риторике, два года спустя смог получить, как мы сейчас говорим, PhD, а тогда — вполне полновесную степень доктора философии. После этого он пошел преподавать в Болонскую иезуитскую коллегию, тем самым вступив на духовную стезю. В итоге уже в 1651 году Гримальди стал иезуитским священником. Правда, не очень покладистым: очень быстро он втянулся в идеологические споры с братьями по ордену Иисуса, в результате чего его отстранили от преподавания философии, оставив преподавателем математики: там особо не повольнодумствуешь. Кстати, любопытный факт: карьера Гримальди в ордене иезуитов началась примерно в то же время (плюс-минус 5-6 лет), что и карьера Арамиса, если верить Дюма.

Впрочем, интриги в политике не сильно трогали Гримальди, в отличие от Арамиса, а споры с братьями не мешали ему заниматься настоящей наукой. Впрочем, как и духовное заставляет забывать о земном, первая научная область, в которой Гримальди себя проявил, была совсем небесной — ею стала астрономия. Еще студентом он познакомился с астрономом Джованни Риччоли, тоже иезуитом. С Риччоли, старшим товарищем, будет связана вся жизнь Гримальди.

Джованни Риччоли

© Wikimedia Commons

Уже в 1640 году по его просьбе Гримальди провел несколько экспериментов по свободному падению тел, похожих на те, что несколько раньше проводил Галилей. Он нашел, что квадрат времени пропорционален расстоянию, пройденному телом от точки покоя.

Следующие десять лет Гримальди помогал Риччоли в работе над книгой «Новый Альмагест», названной так в честь звездного каталога Птолемея. В этом капитальном труде присутствовал каталог звезд, описаны пятна на Солнце, вычислен радиус Земли и приведено соотношение площади суши и океанов на нашей планете. Книга вышла в год поступления Гримальди в орден.

В то же время Гримальди при помощи Риччоли составил первый подробный атлас Луны (он вошел в «Новый Альмагест»). Этим двум ученым мы обязаны многим современным названиям на нашем спутнике. Более того, именно Гримальди и Риччоли принадлежит идея называть кратеры на Луне именами ученых. Пройдет менее 300 лет, и в 1935 году на видимой стороне Луны появятся кратеры и самих Гримальди и Риччоли.

Атлас Луны Гримальди и Риччоли

© Wikimedia Commons

А в последние десять лет своей жизни (Гримальди прожил до обидного мало — всего 45 лет) ученый занялся изучением света. И в оптике он сумел достичь огромных успехов: именно благодаря Гримальди мы знаем, что такое дифракция, да и само слово «дифракция» тоже придумал болонец. Труд «Физическая наука о свете, цветах и радуге» (Physico-mathesis de lumine, coloribus et iride) вышел уже после его смерти, в 1665 году. Там было и еще одно революционное для того времени заявление: скорость света конечна.

«Двадцать восьмого декабря на рассвете отправился, как благочестиво веруем, на небо отец Франческо-Мария Гримальди из Общества Иисуса, сорока пяти лет, муж, наделенный большим и глубоким дарованием, острейшим умом, выдающейся честности, живший с нами без ссор: для меня же он был дороже, чем половина моей души», — так записал в своей хронике Риччоли в день смерти своего друга и коллеги.