Опубликовано 02 октября 2018, 20:02

Gaia обнаружила межгалактические звезды

Положения и траектории гиперскоростных звезд

© NASA / ESA / Hubble / Marchetti et al. 2018

Астрономы изучили двигающиеся с большой скоростью звезды в данных астрометрического спутника Gaia. Ученые хотели найти выброшенные из Млечного Пути светила, но также обнаружили те, что движутся в обратную сторону — к нашей Галактике. Возможно, они прилетели из других звездных систем. Результаты работы изложены в препринте на сервере arXiv.org.

Gaia — это космический телескоп Европейского космического агентства, который измеряет яркости, расстояния и собственные движения огромного количества светил нашей Галактики. В Млечном Пути примерно 100 миллиардов звезд, а Gaia к концу своей миссии должна определить параметры примерно 1% из них. Большинство звезд располагается в галактическом диске, но некоторые находятся в гало — протяженном сферическом облаке. Они являются наиболее старыми и быстрыми звездами, и их изучение может рассказать об истории Млечного Пути.

Известно небольшое количество гиперскоростных звезд, чья скорость настолько велика, что достаточна для преодоления гравитации Галактики и выхода в межгалактическое пространство. В новой работе астрономы из Лейденского университета изучили последний набор данных Gaia на предмет гиперскоростных звезд. Оказалось, что из семи миллионов звезд с известными тремя компонентами скорости очень быстрые движения свойственны двадцати. Это намного больше, чем ожидали ученые. Более того, некоторые из них движутся не от Млечного Пути, а к нему, то есть, возможно, прилетели из других галактик.

Gaia продолжает наблюдения, будет еще как минимум два крупных набора данных, а количество звезд с полностью известными скоростями должно достичь 150 миллионов. Эти данные позволят выяснить причину разгона светил до столь высоких скоростей, для объяснения чего сейчас существует несколько гипотез.