Опубликовано 09 декабря 2016, 16:41

Галактика из ранней Вселенной демонстрирует взрывной темп звездообразования

Галактика SPT 0346-52

© NASA/CXC/Univ of Florida/J.Ma et al

При помощи орбитальной рентгеновский обсерватории Чандра астрофизики установили, что недавно обнаруженная далекая галактика SPT 0346-52 переживает этап чрезвычайно мощного звездообразования. Работа ученых опубликована в журнале The Astrophysical Journal.

После обнаружения галактики SPT 0346-52 на Телескопе Южного полюса астрономы наблюдали за этим объектом при помощи нескольких других инструментов в различных диапазонах длин волн. Она оказалась весьма далеким объектом: при красном смещении z=5,7 свет от нее шел примерно 12,7 млрд лет. Данные с миллиметровой обсерватории ALMA показали необычайно сильное излучение в инфракрасной области. Подобный избыток может быть объяснен двумя причинами: особо сильной вспышкой звездообразования или быстро набирающей массу черной дырой. Последний вариант также должен сопровождаться излучением в рентгеновском и радио диапазонах, которое не было зафиксировано в данном случае. «Теперь мы знаем, что в этой галактике нет поглощающей большое количество материи черной дыры, а яркое свечение связано со светом новорожденных звезд, — говорит Цзинчжэ Ма из Университета Флориды, ведущий автор исследования. — Это дает нам информацию о развитии галактик и звезд в них на ранних этапах жизни Вселенной».

Измеренный темп звездообразования оказался на уровне 4500 масс Солнца в год. Для сравнения, в нашей галактике Млечный Путь в современную эпоху соответствующая величина находится на уровне одной массы Солнца в год. Такой высокий уровень рождения звезд говорит о необычайно высокой эффективности преобразования холодного газа в светила. Астрономы надеются, что изучение объектов, подобных SPT 0346-52, поможет в изучении формирования и роста массивных галактик и сверхмассивных черных дыр в их центрах.

SPT 0346-52 является одним из объектов, обнаруженных Телескопом Южного полюса в рамках поиска событий сильного гравитационного линзирования. Благодаря этому галактика оказывается в 6 раз ярче, что позволяет провести более детальное изучение, практически невозможное в противном случае.