Опубликовано 07 апреля 2017, 17:59

Сближение звезд в «космических яслях» вызвало гигантский фейерверк

© ESO

Астрономы при помощи миллиметрового интерферометра ALMA получили детальные изображения разлетающихся потоков газа в молекулярном облаке в созвездии Ориона. Причиной катастрофического события межзвездного масштаба по-видимому является близкое прохождение звезд рядом друг с другом. Статья астрофизиков опубликована в издании The Astrophysical Journal.

В 1350 световых годах от земли в направлении созвездия Ориона располагается огромное молекулярное облако, в центре которого происходит образование новых звезд. Объемы холодного газа с массой, превышающей сотни масс Солнца, начинают коллапсировать под действием собственной гравитации. В самых плотных областях протозвезды могут проходить настолько близко друг к другу, что не исключены мощные взаимодействия.

В облаке, которое входит в состав туманности Ориона, около 100 000 лет назад начался процесс звездообразования. Совсем недавно по космическим меркам, около 500 лет назад, две звезды столкнулись. Астрономы не уверены, было ли это лобовым столкновением или они лишь коснулись друг друга. В любом случае, это вызвало движение окружающих протозвезд и сотен гигантских потоков газа со скоростью более 150 километров в секунду прочь от места соударения. Во время этого катаклизма выделилось больше энергии, чем Солнце производит за десять миллионов лет.

Используя возможности нового массива телескопов ALMA, астрономы смогли заглянуть внутрь облака и разглядеть отдельные потоки газа. Предположительно, такие событие длятся не долго (несколько столетий), но могут быть относительно распространенными, таким образом внося вклад в регулирование звездообразования, разрушая родительские облака. Данные ALMA позволили разобраться с распределением и высокоскоростным движением молекул угарного газа, что позволит ученым лучше понять физические механизмы подобных событий.