Опубликовано 03 ноября 2016, 13:50

Главным источником лития во Вселенной оказались вспышки новых звезд

© Casey Reed/NASA

Испанские ученые из Института астрофизики Андалусии в Гранаде выяснили, что главным источником «звездного» лития во Вселенной являются вспышки новых звезд. Исследование было принято к публикации в журнале Monthly Notices of the Royal Astronomical Society, с текстом работы можно ознакомиться на сайте arXiv.

Авторы работы изучили новую звезду Sagittarii 1015 N.2, также известную как V5668 Sgr. Эта звезда была обнаружена в марте 2015 года и оставалась видимой в течение 80 дней. С помощью спектрографа UVES Очень Большого Телескопа (Very Large Telescope, VLT) астрофизики наблюдали за звездой в течение 24 дней. Экспертам впервые удалось проследить за развитием бериллия-7 у новой звезды и определить количество этого радионуклида.

Известно, что берилий-7 неустойчив, период его полураспада составляет примерно 53 дня. Таким образом, его присутствие в выбросах звезд прямо указывает на наличие лития. «Литий оказался для нас проблемой: мы знали, что 25% всего существующего лития возникает от первоначального ядерного синтеза, однако мы не могли понять, как появились оставшиеся 75%», — утверждает соавтор исследования Лука Ицо.

Выяснилось, что количество лития, которое порождает новая звезда V5668 Sgr, превышает количество аналогичного радионуклида в Солнце в 10 раз. Ученые отмечают, что с учетом таких значительных объемов лития двух вспышек новых звезд в год было бы достаточно, чтобы объяснить наличие всего лития в Млечном пути. Таким образом, предполагают авторы работы, вспышки новых звезд являются основным источником лития во Вселенной.