Опубликовано 02 декабря 2016, 20:37

Инопланетные формы жизни предложили искать в атмосфере холодных коричневых карликов

© NASA/JPL-Caltech

Ученые впервые предположили, что жизнь во Вселенной может развиваться в атмосфере субзвездных объектов, чья масса в 12-80 раз меньше массы Юпитера, — холодных коричневых карликов. Об этом сообщается в статье, принятой к публикации в журнале The Astrophysical Journal.

Исследователи из Эдинбургского университета радикально расширяют границы «зоны обитаемости», включая в нее не только планеты земного типа. Вдохновляясь идеями Карла Сагана о «небесном планктоне» микробов в верхних слоях атмосферы газовых гигантов, ученые обратились к открытым в 2010-е годы холодным коричневым карликам.

В их атмосфере есть почти все ингредиенты для появления жизни: углерод, водород, азот и кислород (нет только фосфора). По расчетам ученых, микробы, подобные тем, что встречаются в земном воздухе, имеют все шансы выжить. Очень многое зависит от погоды: если на коричневых карликах дуют сильные ветра, поднимающие глубинные слои атмосферы вверх, как на Юпитере, вероятность выживания таких микробов сильно вырастает.

Так или иначе остается неясным, как жизнь могла возникнуть на коричневых карликах, где нет воды, и как определять ее присутствие. В последнем удостовериться можно будет только по четким химическим следам метана и кислорода — вероятных отходов жизнедеятельности микробов.