Опубликовано 10 ноября 2016, 18:31

Испанские ученые рассказали о гигантском струйном течении в атмосфере Сатурна

Сатурн на снимке телескопа Hubble

© NASA, ESA and the Hubble Heritag/http://globallookpress.com/

Ученые исследовали самое интенсивное струйное течение Солнечной системы. Речь идет о ветрах, которые дуют со скоростью до 1650 км/ч с запада на восток на экваторе Сатурна (они примерно в 13 раз сильнее, чем самые разрушительные тропические ураганы на Земле). Об своих открытиях планетологи рассказали в журнале Nature Communications.

Ни природа этого струйного течения, ни источники энергии, питающие его, пока не получили удовлетворительного объяснения. В 2014 году на экваторе Сатурна испанские астрономы из Университета Страны Басков увидели яркое белое пятно, которое двигалось со скоростью 1600 км/ч — это явление и позволило начать наблюдение за струйным течением.

Более подробную картину ученые обрели, получив время на космическом телескопе Hubble. Они определили структуру струйного течения на экваторе и выяснили, что скорость ветров увеличивается ближе к нижним слоям атмосферы. Кроме того, если «вниз» ветры дуют относительно стабильно, то в верхних слоях скорость и ширина потока постоянно меняются, вероятно, в зависимости от облучения Солнцем.

Наконец, знаменитое Большое белое пятно, которое периодически видят на поверхности Сатурна, также, по мнению ученых, является одним из «двигателей перемен» описанного ими экваториального струйного течения.