Опубликовано 13 июня 2017, 10:33

Обсерватория ALMA увидела истечения из массивной протозвезды

Массивная протозвезда, окруженная облаком газа и пыли

© ALMA (ESO/NAOJ/NRAO)

Наблюдая за областью рождения массивных звезд в туманности Ориона, ученые обнаружили, что истекающее из звезды вещество вращается с ней в одну сторону. Это можно счесть подтверждением теории о том, что протозвезды теряют вращательный момент. Статья с результатами опубликована в Nature Astronomy.

Звезды образуются из газа в плотных межзвездных облаках. По мере сжатия протозвезда должна начать очень быстро вращаться из-за закона сохранения момента импульса, однако наблюдения этого не подтверждают. Соответственно, должен быть какой-то механизм, посредством которого звезды теряют вращательный момент. На данный момент астрономы не выяснили природу этого механизма.

Одним из возможных решений этой проблемы может быть случай, когда вещество с поверхности звезды вращается и тем самым «уносит» момент импульса с собой, однако астрономы нашли всего несколько звезд с такими свойствами, но в деталях рассмотреть происходящие в таких звездах процессы им не удавалось. Особенно это касается массивных протозвезд, так как области их рождения редки и находятся далеко от Земли.

В ходе нового исследования группа под руководством Томои Хирота из Национальной астрономической обсерватории Японии наблюдала массивную новорожденную звезду Orion KL Source I, расположенную на расстоянии 1400 световых лет от Земли. «Мы явно увидели вращение потоков истекающего вещества, — поясняет Хирота. — В дополнение к этому, результаты рассказывают о процессах, которые запускают эти потоки».

Обнаруженные потоки вращаются в ту же сторону, что и звезда. Это можно считать подтверждением теории об их важности в диссипации вращательной энергии. Также ученые обнаружили, что потоки вещества исходят не из непосредственной окрестности звезды, а от внешних краев диска. Исследование стало возможным только благодаря разрешающей способности обсерватории ALMA и ее диапазону: в субмиллиметровых волнах лучше всего видно наиболее плотные и внутренние области облаков.