Опубликовано 10 мая 2016, 18:30

История науки: железный дождь в Сихотэ-Алине

70 лет назад упал крупнейший из наблюдавшихся метеоритов
Фрагмент метеорита в Калужском планетарии

© Wikimedia Commons

Об удаче уссурийского художника, десятках тонн «небесного железа» и о поисках воронок в тайге рассказываем в нашей ежедневной рубрике «История науки».

12 февраля 1947 года жителям Уссурийского края очень повезло. Можно даже сказать, что им повезло дважды. Во-первых, они увидели удивительно красивое и исключительно редкое природное явление, а во-вторых, это явление свалилось не им на голову, а в безлюдной уссурийской тайге, на вулканическом поле Сихотэ-Алинь. В 10 часов 38 минут утра на планету Земля упал Сихотэ-Алинский метеорит, входящий в десятку крупнейших метеоритов мира.

Метеорит пролетел над тайгой и рассыпался на тысячу железных осколков.

Вот как суммирует воспоминания немногочисленных очевидцев один из первых исследователей метеорита, одесский астроном Николай Девари:

«Падение болида представляло собой захватывающую картину, которую крайне редко удается наблюдать человеку. Описывая большую дугу по небу, летел огненный шар, разбрасывая по сторонам золотистые искры и все время дробясь в воздухе. Первоначально появившееся одиночное тело, не cдерживая все возрастающего сопротивления воздуха, расщеплялось на части. Вместо одиноко движущегося тела на небе появился их целый рой. Они все вместе продолжали двигаться в одном и том же направлении, и казалось, будто за ними тянутся разноцветные нити, играющие всеми цветами радуги и быстро исчезающие в широкой полосе следа, оставляемого болидом на небе. Этот феерический след тянулся за болидом почти до самого горизонта и только там он уже исчез».

Впрочем, осталось и изображение падения: талантливый художник Сергей Иманский, пейзажист, работал в это время на этюдах и зарисовал падение. Его картину «Падение Сихотэ-Алинского метеорита» знают все поклонники филателии: к десятилетию падения именно ее «поставили» на почтовую марку.

Падение Сихотэ-Алинского метеорита на почтовой марке СССР