Опубликовано 21 октября 2016, 08:45

История науки: звезды под куполом

93 года назад в Берлине заработал первый планетарий
История науки: звезды под куполом

© Unknown, presumed to be a 1920s German photographer

21 октября 1923 года состоялся первый показ планетария Zeiss Mark I. Аппарат демонстрировал около пяти тысяч звезд, видимых на широте Йены, где располагался завод Zeiss.

Правда, нужно сказать, что это был планетарий, а не Планетарий. Обычно аппарат работает в специальном здании, которое называется точно так же, но часто пишется с прописной буквы. Отсюда и путаница. Но первый планетарий (тот, что со строчной) заработал в Немецком музее. С большой буквы «Н» — потому что речь идет не о любом немецком музее, а о Немецком музее достижений естественных наук и техники в Мюнхене. Но давайте обо всем по порядку.

Все мы помним высказывание Иммануила Канта о том, что в трепет его приводят только две вещи: моральный закон внутри человека и звездное небо над головой. Но если моральный закон увидеть нельзя, то звездное небо мы видим каждую ночь — если нет облаков. Но что интересно: небо всегда разное, сразу после заката и перед рассветом, летом и зимой, в Северном полушарии и Южном. Можно ли увидеть все разнообразие звездного неба сразу?

Этой мыслью задался Оскар фон Миллер (1855-1934), германский инженер и, как бы мы сказали сейчас, популяризатор науки. Кстати, друг Рудольфа Дизеля. Миллер обладал неукротимой энергией, разнообразием собственных интересов и фантастической целеустремленностью. За свои почти 80 лет жизни он успел поработать директором «Германского эдисоновского общества» (сейчас крупная фирма AEG), стать пионером гидроэнергетики, построив крупнейшую на тот момент ГЭС и первым в мире передать 20 киловольт на 176 километров.

Главным детищем Миллера стал Немецкий музей, который, по его задумке, должен был знакомить посетителей со всеми достижениями современной науки и техники. И, разумеется, астрономии. Так и пришла ему в голову мысль создать устройство, которое могло бы продемонстрировать звездное небо во всей его красе и со всеми его вариациями. Но спроектировать такое устройство гидроинженеру и электротехнику было не под силу. Миллер четко знал, когда следует обратиться к профессионалам. А какая компания была лучшей в области оптики? В те годы, конечно же, Zeiss. И, о чудо, оказалось, что в Zeiss работал инженер Вальтер Бауэрсфельд, который уже с 1912 года разрабатывал проекционную систему звездного неба. Правда, не сам по себе — идею ему подсказал знаменитый астроном Макс Вольф (сейчас мы помним его по особому типу звезд — звезды Вольфа — Райе, огромные массивные звезды в конце их эволюции).

Первый аппарат планетарий разрабатывался долгие 11 лет, пять из которых «съела» Первая мировая война. Тем не менее 21 октября 1923 года состоялся показ планетария Zeiss Mark I. Это случилось под крышей завода Zeiss, и аппарат показывал только 4900 звезд, видимых на широте Йены, где и располагался завод. С декабря 1923 года аппарат работал уже в Немецком музее, а в 1925 году был открыт и Планетарий (с прописной буквы): специальное здание с куполом было пристроено к музею.

Чуть позже Бауэрсфельд построил и Zeiss Mark II, который показывал уже 8956 звезд, охватывая всю небесную сферу. С тех пор планетарии начали свое триумфальное шествие по миру. До войны было продано около дюжины аппаратов. Первый планетарий в нашей стране появился, конечно же, в Москве (тот самый Zeiss Mark II), первый показ состоялся 5 ноября 1929 года.

Интересно, что после войны, когда Германия разделилась на две страны, аппараты планетарии стали производить и в ГДР, и в ФРГ: в Оберкохене ФРГ производили Zeiss Mark III-VI, в Йене — планетарии марки ZKP (Zeisskleinplanetarium или «маленький планетарий Цейсса»), которые разработал все тот же Бауэрсфельд, оставшийся работать на основном заводе фирмы, попавшей в советскую зону оккупации.

Интересно, что один из первых таких планетариев из ГДР до сих пор работает в Волгограде — он стал «подарком тружеников Германской Демократической Республики советскому народу в преддверии 70-летия Сталина». Этот планетарий стал третьим в СССР после московского и киевского.

Аппарат Zeiss Mark VII стал первым объединенным планетарием. На 2011 год Zeiss выпустила 631 планетарий из чуть больше тысячи имеющихся на планете.

Конечно, сейчас большинство планетариев имеют совмещенную структуру: звезды и планеты показываются оптико-механическим способом, а дополнительные изображения — цифровым проектором. Именно такой аппарат будет работать и в крупнейшем и современнейшем планетарии Южной Европейской обсерватории Supernova, который должен пустить первых посетителей под свой 14-метровый купол уже в следующем году. По красивой рифме истории — тоже в Мюнхене.