Опубликовано 05 февраля 2019, 17:36

Астрономы доказали изогнутость диска Млечного Пути

Изогнутый диск Млечного Пути в представлении художника

© CHEN Xiaodian

Ученые выяснили настоящую форму нашей Галактики — Млечного Пути. Она оказалась достаточно плоской во внутренних областях, но все сильнее изгибающейся при движении к периферии. Результаты исследования опубликованы в журнале Nature Astronomy.

С больших расстояний спиральные галактики выглядят тонкими плоскими дисками из звезд и газа, которые совершают один оборот вокруг центральной области за несколько сотен миллионов лет. Тем не менее, во внешних областях гравитация оказывается недостаточно сильной, и газообразный водород занимает намного более обширные области, а не удерживается вблизи плоскости диска. Однако выяснение точной формы галактики на ее окраинах затруднительно из-за больших ошибок при определении расстояний до объектов.

«Как хорошо известно, определение расстояний от Солнца до удаленных частей внешнего газового диска Млечного Пути нелегко без внятного представления о форме этого диска, — говорит ведущий автор новой работы Чэнь Саодянь из Китайской академии наук. — Однако мы недавно опубликовали новый каталог переменных звезд с известным поведением — классических цефеид, — до которых расстояние может быть измерено с точностью от 3 до 5%».

Классические цефеиды — это особый этап в жизни крупных звезд с массами, равными от четырех до 20 солнечных масс, и в тысячи раз более ярких. В таком состоянии эти светила сильно пульсируют, циклически изменяясь как в диаметре, так и по температуре. Период этих пульсаций строго связан с массой звезды, которая определяет общую светимость. Таким образом, измеряя блеск и период пульсаций, можно определить расстояние до звезды. Цефеиды — классический метод определения расстояния в астрономии. Именно их использовал Эдвин Хаббл для оценки расстояний до других галактик.

В рамках новой работы ученые проанализировали расположение 1339 цефеид. Оказалось, что их распределение весьма похоже на распределение газа. Также авторам удалось выяснить, что изогнутость диска Млечного пути увеличивается по мере удаления от центра. Подобные особенности уже отмечались у некоторых других галактик. Вместе эти данные указывают, что искажение дискообразной формы в случае Млечного Пути вызвано вращением массивной внутренней части. Результаты позволяют не только уточнить трехмерную структуру и динамику Млечного Пути, но и установить новые ограничения на количество и распределение вещества в галактиках, что может оказаться очень важным в контексте поиска темной материи.