Опубликовано 22 июня 2020, 10:40

Астрономы выяснили, как искать галактики с двумя черными дырами в центре

© NASA/ESA/G. Bacon

Международная команда астрофизиков изучила гамма-излучение от 11 активных галактик. У этих объектов ранее обнаружили необычную периодичность светимости в гамма-спектре, и теперь авторы предполагают, что она связана с наличием в их центрах двух черных дыр. Статья об открытии опубликована в The Astrophysical Journal.

«В целом сверхмассивные черные дыры имеют массы более миллиона солнечных, — говорит ведущий автор исследования, аспирант Мадридского университета Комплутенсе Пабло Пеньиль. — Некоторые из этих сверхмассивных черных дыр, известных как активные ядра галактик, способны ускорять вещество до околосветовых скоростей. Так формируются джеты. Излучение от этих джетов регистрируется во всем электромагнитном спектре, но большая часть их энергии выделяется в виде гамма-лучей».

Излучение этого диапазона можно фиксировать с помощью космического телескопа Fermi. Однако выделение отдельных сигналов из потока гамма-излучения от ядра галактики — очень непростой процесс. Это похоже на поиск волны от качающейся на поверхности воды лодки во время мощного шторма.

Авторы новой работы обработали огромный массив данных и обнаружили 11 галактик с повторяющимися колебаниями интенсивности излучения в гамма-диапазоне. Благодаря десяти годам наблюдений телескопа Fermi команда смогла выявить повторяемость гамма-сигналов у отдельных галактик. Периоды колебаний интенсивности у этих объектов составили несколько лет. Ученые выяснили, что в среднем такие изменения интенсивности повторяются примерно каждые два года. Исследователи предполагают, что это поведение вызвано движением двух сверхмассивных черных дыр по орбитам вокруг друг друга.

Ранее, по словам исследователей, было известно только о двух блазарах с периодическими изменениями интенсивности гамма-излучения. Теперь астрономы могут с уверенностью сказать, что такое поведение присутствует еще у 11 источников. В будущем исследователи планируют провести более прецизионные наблюдения этих объектов с использованием других телескопов.