Опубликовано 19 августа 2017, 12:42

За затмением на воздушном шаре

130 лет назад Дмитрий Менделеев наблюдал солнечное затмение с воздушного шара
За затмением на воздушном шаре

© Beawiharta Beawiharta/Reuters

Зачем наблюдать за солнечным затмением с воздушного шара, почему в полет не пустили Василия Перова и в чем польза даже неудачного запуска, рассказывает рубрика «История науки».

Дмитрий Менделеев, известный как великий химик, который создал периодическую таблицу элементов и открыл периодический закон, на самом деле был куда более универсальным ученым и, если судить по его научным публикациям, посвятил химии только около 17% своих работ. В частности, он был большим апологетом воздухоплавания, считая, что полеты в небо могут многое прояснить в вопросах метеорологии, а наблюдения за солнечной короной во время затмения светила может дать ключ к пониманию вопросов, связанных с происхождением миров. Особенно его привлекала появившаяся в то время идея о происхождении тел из космической пыли, а также участие в этом процессе солнечной короны.

Портрет Дмитрия Ивановича Менделеева

Портрет Дмитрия Ивановича Менделеева

© Илья Репин/Wikimedia Commons

Поднявшись выше облаков, считал Менделеев, можно было бы без помех наблюдать за короной Солнца в то время, когда его заслоняет собой Луна, то есть во время солнечного затмения. Незадолго до своего полета он разработал проект воздушного шара, который позже был сооружен по его чертежам и благополучно прошел летные испытания.

Поэтому неудивительно, что Российское техническое общество, изготовив воздушный шар объемом в 700 м3 под названием «Русский», обратилось именно к Дмитрию Ивановичу с предложением наблюдать с этого шара полное солнечное затмение, которое должно было состояться 7 августа (то есть 19-го августа по новому стилю) 1887 года. По предложению Менделеева шар этот наполнили не светильным газом, а водородом, что позволяло подняться на большую высоту. Наблюдать затмение должны были в подмосковном Клину.

Накануне в гости к Менделееву приехал его друг художник Василий Перов. Узнав о предполагаемом полете, он стал умолять нашего героя взять его с собой, чтобы сделать высотные зарисовки. Но в день солнечного затмения погода подобным полетам не способствовала, накануне прошел сильный дождь, шар намок и не смог поднять не только «лишнего» пассажира, но даже и двух человек, то есть Менделеева и пилота-аэронавта Александра Кованько.

Однако Менделеев был полон решимости подниматься в воздух даже в одиночестве, и по его настоянию Кованько покинул корзину, предварительно прочитав ученому целую лекцию об управлении шаром. Лекцию взволнованный Менделеев практически не слышал – его и привлекала и, по собственному признанию, невероятно пугала перспектива подниматься в небо в полном одиночестве и при полном отсутствии какого-либо опыта в воздухоплавании. Как показало дальнейшее, страхи его были небезосновательны и полет в непогоду оказался очень мало похож на подъем в грузовом лифте, так что полет этот вполне можно считать настоящим подвигом.

Менделеев на воздушном шаре

Менделеев на воздушном шаре

© Илья Репин/WIkimedia Commons

«Кругом аэростата была масса народу; послышались дружные крики, — вспоминал он впоследствии. — Из них лишь один, признаюсь, мне памятен. Кто-то кричал "Bis!", и я подумал: хорошо бы, в самом деле, повторить и повторять это торжество науки, хорошо потому, что есть масса чрезвычайно интересных задач, которые можно разрешить только при поднятии на аэростатах. Теперь же, здесь в Клину, это торжество науки должно было совершиться перед этой толпой. В моем лице она чтит науку. Теперь надо действовать и теперь мне следует помнить, что во мне случайно пред этой толпой и пред множеством тех лиц, которым известно о предполагающемся поднятии, соединились те или другие ожидания большего или меньшего успеха наблюдений.

...Немалую роль в моём решении играло... то соображение, что о нас, профессорах и вообще ученых, обыкновенно думают повсюду, что мы говорим, советуем, но практическим делом владеть не умеем, что и нам, как щедринским генералам, всегда нужен мужик, для того чтобы делать дело, а иначе у нас все из рук валится. Мне хотелось демонстрировать, что это мнение, быть может справедливое в каких-то других отношениях, несправедливо в отношении к естествоиспытателям, которые всю жизнь проводят в лаборатории, на экскурсиях и вообще в исследованиях природы. Мы непременно должны уметь владеть практикой, и мне казалось, что это полезно демонстрировать так, чтобы всем стала когда-нибудь известна правда вместо предрассудка. Здесь же для этого представлялся отличный случай».

Воздушный шар, на котором Менделеев совершил полет для того, чтобы увидеть полное солнечное затмение

Воздушный шар, на котором Менделеев совершил полет для того, чтобы увидеть полное солнечное затмение

© Сергей Лачинов/Wikimedia Commons

Шар стал подниматься и только тут Менделеев окончательно понял, в какое рискованное предприятие он ввязался. Ветер крутил корзину, мотал ее из стороны в сторону, с управлением получалось плохо, Менделеев в отчаянии стал включать и переключать клапаны, но убедившись в бессмысленности своих попыток, пустил свой шар по воле ветра. Пережив массу неприятных минут, Менделеев поднялся выше облаков и застал солнце в тот момент, когда Луна его уже полностью закрывала.

«Кругом солнца я увидел светлый ореол или светлое кольцо чистого серебристого цвета, — писал он впоследствии об увиденном. — Ни красноватого, ни фиолетового, ни желтого оттенка я не видел в «короне». Она вся была цвета одного и того же, но напряженность, интенсивность и яркость света уменьшалась от черного круга луны. Сила света была примерно как от Луны». Невооруженным глазом Менделеев сумел рассмотреть несколько «протуберанций», выступавших за края черного диска.

На высоте в 3,8 километра облачность полностью не исчезла, и весь процесс затмения Менделееву увидеть не удалось – в самый важный момент солнце скрылось за облаком. Тьма, точней, сумерки, сопровождавшие затмение, рассеялась, пора было спускаться.

Из его записной книжки: «Пахнет газом. Сверху облака. Ясно кругом. Облако скрыло солнце. Уже три версты. Подожду самоопускания». С «самоопусканием» тоже возникли проблемы – ученому, с немалым риском для жизни, пришлось устранять неисправность главного клапана, с чем он превосходно справился.

Опускаясь, шар проделал путь в сто километров, Менделеев очутился в месте, которого не узнавал. Спустя три часа шар успешно приземлился между Калязином и Переславлем-Залесским, близ деревни Спас-Угол.

Ученый оценил свой полет так: «Если бы мой полет из Клина, ничего не прибавивший в отношении к знанию "короны", послужил бы к возбуждению интереса метеорологических наблюдений с аэростатов внутри России, если бы он, кроме того, увеличил общую уверенность в том, что летать на аэростатах можно с удобством даже новичку, тогда бы я не напрасно летал по воздуху 7 августа 1887 года».

Подписывайтесь на Indicator.Ru в соцсетях: Facebook, ВКонтакте, Twitter, Telegram, Одноклассники.