Опубликовано 29 декабря 2017, 15:00

Наследие Cassini: Калипсо

Пескоструйная обработка в открытом космосе
Малый спутник Сатурна Калипсо

© NASA/JPL/Space Science Institute

О нимфе, любившей Одиссея, о точках Лагранжа и о «пескоструйке» в открытом космосе Indicator.Ru рассказывает в материале из цикла «Наследие Cassini».

Любопытно, что крошечный двадцать пятый спутник Сатурна был открыт наблюдениями с Земли: Циркуляр Международного астрономического союза за номером 3496 от 31 июля 1980 года возвестил об открытии нового тела космической системы наблюдениями на американской Военно-морской обсерватории во Флагстаффе.

Калипсо на снимке Voyager 2

© NASA/JPL

Год спустя это открытие подтвердил пролетавший мимо Сатурна космический аппарат Voyager 2. Поначалу спутник назывался просто S/1980 S25, или Тефия С. Второе название было дано потому, что новый спутник вращался по той же орбите, что и Тефия, только отставая от «большого спутника» в так называемой точке Лагранжа L5.

Точки Лагранжа в орбитальной системе двух массивных тел

В 1983 году спутник получил свое собственное имя — Калипсо.

Современным детям имя Калипсо больше всего знакомо по фильму «Пираты Карибского моря». Там так звали морскую богиню, возлюбленную Дейви Джонса, заточенную пиратами в человеческом теле, которая впоследствии освободилась. Сразу скажем: с оригинальным мифом эта история ничего общего не имеет. Согласно древним грекам, Калипсо — это нимфа, которая жила себе спокойно на острове Огигия на Крайнем западе, пока туда не вынесло обломок корабля Одиссея с самим царем Итаки. Калипсо полюбила Одиссея и прожила с ним на острове семь лет, пока олимпийские боги напрямую не приказали отпустить царя к жене. По некоторым древнеримским версиям этого мифа, Калипсо потом даже покончила с собой.

Нимфа Калипсо. Картина Генри Лемана, XIX век

Люди постарше помнят Калипсо по иной причине: именем нифмы назывались суда Жака Ива Кусто «Калипсо» и «Калипсо II». Точнее, одно судно и один проект: «Калипсо II» не был достроен из-за смерти великого океанографа и исследователя морских глубин. Кроме того, такое имя носит астероид за номером 53 (открытый 4 апреля 1858 года, он втрое больше в поперечнике нашего спутника), а также французский научный спутник для изучения облачного покрова Земли.

Снимок Сassini 2010 года

Калипсо остается мало изученным спутником Сатурна. До сих пор мы знаем о нем достаточно немного. Размеры — 30,2 × 23 × 14 километров. Сближение Cassini с Калипсо показало интересную вещь: поверхность спутника ровная и имеет следы выветривания. Однако никакого ветра в космосе нет. Разгадка кроется еще в одном спутнике Сатурна, речь о котором еще впереди. Гейзеры Энцелада выбрасывают в окрестности спутника вещество, которое производит «пескоструйную обработку» поверхности Калипсо и создают высокую яркость спутника.