Опубликовано 22 января 2020, 13:50

В карликовых галактиках нашли нетипично расположенные массивные черные дыры

© Sophia Dagnello/ NRAO/ AUI/ NSF

Американские астрофизики обнаружили более десятка массивных черных дыр, расположенных в окрестностях карликовых галактик. Об открытии авторы сообщили в статье, опубликованной в The Astrophysical Journal.

Существует два основных типа черных дыр. Черные дыры звездных масс формируются после смерти больших звезд и имеют массу примерно в десять раз больше Солнца. Другой вид этих объектов, известный как сверхмассивные черные дыры, как правило, находится в центре галактик и может иметь массы в миллионы или даже миллиарды солнечных. И астрофизики до конца не понимают, как они образуются.

До сих пор считалось, что сверхмассивные черные дыры могут существовать преимущественно в центрах галактик. Но в новом исследовании астрофизики выявили 13 карликовых галактик с нетипичным расположением сверхмассивных черных дыр. «Все черные дыры, которые мы находили раньше, были в центрах галактик, — отмечает одна из исследователей, научный сотрудник Института экстремальной гравитации Университета штата Монтана Эми Рейнс. — Но эти были расположены в окрестностях».

Существование массивных черных дыр в карликовых галактиках было показано на примере галактики Henize 2-10, которая считалась слишком маленькой для существования в ней подобного объекта. Сейчас в ходе целенаправленного поиска обнаружено уже много таких объектов.

Изначально в своем новом исследовании ученые использовали радиосигналы, но затем переключились и на визуальные наблюдения. Он обнаружили более 100 «аномально» расположенных черных дыр в ходе первого поиска в выборке из 40 тысяч карликовых галактик. Теперь авторы планируют использовать анализ радиосигналов в этих галактиках, чтобы найти новые сверхмассивные черные дыры.

Результаты новой работы подтверждают предсказания недавних компьютерных симуляций, согласно которым черные дыры часто могут находиться вне центра в карликовых галактиках из-за их взаимодействия при движении в пространстве. Полученные результаты могут изменить методику поиска черных дыр в карликовых галактиках.