Опубликовано 05 октября 2018, 13:10

Химический состав колец Сатурна заставит астрономов пересмотреть концепцию его формирования

© NASA

Изученный с помощью космического зонда NASA Cassini химический состав колец Сатурна оказался неожиданно сложным. Данные аппарата позволяют сделать вывод о том, как кольца влияют на атмосферу планеты-гиганта, и даже пересмотреть теории об образовании Сатурна. Новые открытия астрономов описываются в специальном выпуске Science.

До последних месяцев работы зонда считалось, что кольца Сатурна, самые массивные и яркие из колец планет-гигантов, состоят почти целиком из водного льда. Однако во время последних этапов работы аппарата, в ходе которых он «нырял» в кольца Сатурна, Cassini сумел собрать и напрямую проанализировать при помощи масс-спектрометра частички кольца D, самого близкого к поверхности атмосферы планеты, а также вещества в «зазоре» между кольцами и Сатурном.

Финальные орбиты Cassini

© NASA

Ученых ждал сюрприз: кольца оказались гораздо сложнее по своему химическому составу, чем ожидалось. Здесь был обнаружен, например, метан, углекислый газ, бензол. Более того, как выяснилось, кольцо D активно «отдает» вещество внешним слоям атмосферы Сатурна, меняя ее состав. По словам ученых, это вынудит их пересмотреть концепцию формирования как самого Сатурна, так и его колец. Перед астрономами теперь стоит много вопросов.

«Новые данные могут помочь нам понять, как планеты получает кольца. Некоторые образуют, некоторые нет. Как долго живут кольца? И что пополняет кольца веществом? Было ли время, когда у Сатурна не было колец? Когда они появились? Остались ли они от образования нашей Солнечной системы? Восходят ли кольца к протосолнечной туманности, которая сжалась из межзвездной среды, которая образовала Солнце и планеты?» — задается вопросом Томас Крейвенс, профессор Университета Канзаса и соавтор одной из статей.