Опубликовано 12 октября 2017, 13:32

Кольцо карликовой планеты удивило астрономов

Кольца из обломков вокруг карликовой планеты Хаумеа

© IAA-CSIC/UHU

Международная группа ученых обнаружила кольца у карликовой планеты на окраинах Солнечной системы. Открытие описано в журнале Nature.

Кольца из обломков нашли у карликовой планеты Хаумеа, диаметр которой — около 1400 километров, что делает ее четвертой по размеру в Солнечной системе. Из-за ее удаленности (орбита Хаумеа проходит за орбитой Нептуна) и небольшого размера изучать ее форму, спутники и кольца можно лишь при прохождении ее перед какой-либо звездой. Прохождение карликовой планеты на фоне звезды URAT1 533-182543, которое произошло в январе этого года, позволило уточнить размер небесного тела и другие его характеристики.

Во время прохождения на Хаумеа были направлены 12 наземных телескопов. Измерения показали, что карликовая планета больше, чем считалось раньше: ее большая полуось составляет 2300 километров, что на 17% превышает прежние оценки. Также удалось выяснить, что у Хаумеа либо совсем не атмосферы, либо она настолько разрежена, что может создавать у поверхности давление не более 50 миллиардных атмосферного давления на Земле.

Самым значительным открытием стало кольцо обломков, окружающее планету на расстоянии нескольких километров от поверхности планеты. Ширина этого кольца составляет около 70 километров. Обнаружение кольца у карликовой планеты показывает, что кольца у астероидов могут быть более распространенным явлением, чем принято считать.