Опубликовано 10 июня 2020, 10:19

Колебания черной дыры засекли спустя девять лет после «пропажи»

© Chichuan Jin/National Astronomical Observatories/NASA/Goddard Space Flight Center Conceptual Image Lab

Астрономы из Национальной астрономической обсерватории Китая и Даремского университета пронаблюдали за черной дырой в центре галактики RE J1034+396 и обнаружили колебания аккреционного диска. В последний раз их удавалось наблюдать в 2011 году, пока черную дыру не закрыло Солнце. Статья об открытии опубликована в журнале Monthly Notices of the Royal Astronomical Society.

При падении на сверхмассивную черную дыру из аккреционного диска материя высвобождает огромное количество энергии в сравнительно небольшой области пространства. Однако такие события зачастую происходят разово, не повторяясь со временем. Но существуют объекты, у которых колебания светимости, вызванные периодическим падением вещества в черную дыру, происходят с четкой периодичностью. Время между такими колебаниями может рассказать о размере объекта и структуре вещества, близкого к горизонту событий черной дыры.

Такие колебания аккреционного диска черной дыры астрономы смогли впервые наблюдать в 2007 году в центре галактики RE J1034+396, которая находится примерно в 600 миллионах световых лет от Земли. Сигнал от этого объекта повторялся каждый час. Ученые наблюдали за этим событием в течение нескольких лет, пока в 2011 году Солнце не закрыло обзор этого объекта.

Колебания черной дыры засекли спустя девять лет после «пропажи»