Опубликовано 14 января 2019, 15:28

Световое эхо указало на эволюцию короны черной дыры

© NASA’s Goddard Space Flight Center

Астрофизики получили доказательства того, что корона из очень горячих электронов вокруг черной дыры постепенно уменьшается после поглощения вещества. Ранее подобные процессы можно было изучать только в случае намного больших и ярких сверхмассивных черных дыр. Результаты опубликованы в журнале Nature.

Структура потоков вокруг черной дыры звездной массы может меняться с периодом от нескольких дней до месяцев. Медленно поглощающая вещество черная дыра формирует вокруг себя тонкий аккреционный диск, основная часть излучения которого приходится на мягкий рентгеновский диапазон. Однако когда существенное количество материи начинает падать в черную дыру, то над аккреционным диском образуется корона, которая светит в жестком рентгеновском диапазоне. С точки зрения наблюдений это соответствует вспышке у черной дыры.

Ученые долгое время обсуждают детали перехода от одного состояния к другому в случае черных дыр с массами звезд. В частности, существовало два объяснения различий между спектрами медленно и быстро поглощающих материю черных дыр. Согласно одному, в первую очередь важен размер короны, сильно меняющийся между фазами. Согласно другому, дело во внутреннем радиусе диска, то есть минимальном расстоянии до черной дыры.

В новой работе международный коллектив астрофизиков описывает результаты длительных наблюдений вспышки черной дыры MAXI J1820+070, зафиксированной 11 марта 2018 года. Авторам удалось выделить в результатах измерений световое эхо, то есть отраженное от диска излучение короны. Оно указало, что различие в спектрах связано именно с размером короны, которая на пике вспышки достигала 100 километров в поперечнике, но затем сжалась в 10 раз. Такой вывод удалось сделать потому, что временная задержка между приходом рождающихся в диске фотонов мягкого рентгеновского излучения и появляющимися в короне высокоэнергетическими квантами света существенно уменьшилась на протяжении месяца наблюдений.

Иллюстрация, демонстрирующая, как рентгеновские лучи короны черной дыры отражаются от ее аккреционного диска

© NASA’s Goddard Space Flight Center

Альтернативное объяснение на основе изменений размера диска удалось отвергнуть благодаря наблюдению линий возбужденного железа. Это излучение создается ионами железа в диске в случае присутствия дополнительного источника нагрева. В частности, таким источником может быть корона, из-за чего условия для появления линий железа формируются во внутренней части диска. Авторам не удалось зафиксировать заметных изменений в излучении этой линии в течение вспышки, что говорит о неизменности внутреннего радиуса диска.

«Это первый случай, когда нам удалось получить указания на сжатие короны в процессе эволюции вспышки, — говорит соавтор работы Джек Штейнер из Массачусетского технологического института (США). — Корона черных дыр все еще остается достаточно загадочным объектом, и у нас есть лишь примерное понимании этого явления. Однако теперь у нас есть результаты, показывающие, что в системе меняется именно структура короны».