Опубликовано 04 марта 2017, 11:47

Информация об активности Солнца станет актуальной с точностью до минут

© NASA

Предложенная американскими учеными система мониторинга космической погоды позволит отслеживать изменения солнечной активности и составлять прогнозы спустя всего несколько минут после происходящих на светиле событий. Описание предложенной концепции изложено в журнале Space Weather.

Космическая погода стала актуальной для человечества, так как она влияет на работу телекоммуникационных спутников, может выводить из строя приборы на орбитальных аппаратах и представляет потенциальную опасность для находящихся в космосе людей. Однако работающие сейчас системы поставляют данные с задержкой. «Мы будем получать информацию через несколько минут вместо часов или дней», — рассказывает о своей разработке Крис Сент-Сир из Центра космических полетов Годдарда.

Новый метод опирается на получаемые в реальном времени данные с наземного коронографа, который представляет собой телескоп, закрывающий часть излучения Солнца, но при этом позволяющий наблюдать намного более тусклую корону. Именно во внешних областях звезды происходит процессы, определяющие космическую погоду: корональные выбросы массы и высвобождение высокоэнергетических частиц. Сент-Сир с коллегами поняли, что можно использовать коронограф K-Cor, расположенный в Солнечной обсерватории Мауна-Лоа на Гавайях. После накопления дополнительных данных о связях выбросов массы с потоками частиц они надеются получить возможность оповещать космонавтов и автоматические системы раньше.

Главной особенностью должна стать система связи между обсерваторией Мауна-Лоа и американским Национальным центром атмосферных исследований в Денвере, где люди смогут оперативно определять, является ли то или иное событие потенциальной угрозой. Метод кажется простым, но, по словам автора, никто еще не построил такую систему предсказания солнечной погоды. «Все думали: "Черт, был бы у нас коронограф для таких наблюдений в реальном времени"», — поясняет Сент-Сир. Теперь, по его словам, все однозначно поддержат эту идею, хотя обмен данными в реальном времени в этой области не был возможен ранее.