09 февраля 2017, 11:13

Красные карлики мешают своим планетам сохранять кислород, делая их менее пригодными для жизни

Красный карлик, окруженный тремя планетами. Иллюстрация художника

Wikimedia Commons

Американские астрономы установили, что планеты в системах красных карликов могут терять кислород из своей атмосферы из-за активности звезды. Это снижает вероятность формирования на них пригодных для жизни условий. Результаты исследования ученых опубликованы в журнале The Astrophysical Journal Letters.

Речь в исследовании идет в первую очередь о планетах, находящихся в зоне обитаемости — поясе на определенном расстоянии от звезды, в котором на поверхности планеты возможно существование воды в жидком виде, а значит, и жизни, подобной земной. Границы зоны обитаемости зависят от температуры и яркости звезды. Однако, помимо тепла и света, звезды излучают также в инфракрасном и ультрафиолетовом диапазонах. Одно из последствий этого излучения — «выбивание» частицами с высокой энергией из атмосферы планет других элементов, например кислорода и водорода. Эти частицы разрушают молекулы и ионизируют газы атмосферы, в первую очередь ее покидают электроны. Возникающее облако отрицательно заряженных электронов притягивает к себе положительно заряженные ионы и «вытягивает» их из атмосферы. Подобное происходит и на Земле, однако в меньших масштабах, чем в системах молодых активных звезд.

Красные карлики, например Проксима Центавра, часто оказываются в поле зрения астрономов, ищущих потенциально пригодные для жизни планеты. Неяркие и холодные, эти звезды позволяют легче изучать планеты в своих системах. Однако если эти звезды относительно молоды, то они проявляют большую активность, часто давая вспышки и направляя к своим планетам интенсивное инфракрасное и ультрафиолетовое излучение. Именно эту особенность и рекомендуют учитывать при расчетах зоны обитаемости авторы исследования.

«Если мы хотим найти экзопланету, на которой могла развиться и сохраниться жизнь, то мы должны учитывать, вокруг каких звезд она должна бы вращаться. Мы приближаемся к пониманию того, какого рода звезды мы ищем», — рассказал один из авторов статьи, исследователь из NASA Владимир Айрапетян.