Опубликовано 28 сентября 2020, 13:00

«Квазар» оказался чрезвычайно яркой галактикой

© ESO/M. Kornmesser

Астрофизики пришли к выводу, что объект BOSS-EUVLG1 с ярким ультрафиолетовым свечением, ранее считавшийся квазаром, на самом деле представляет собой галактику. В ней активно идет звездообразование, и, несмотря на небольшие размеры, в будущем она станет массивной. Работа исследователей опубликована в Monthly Notices of the Royal Astronomical Society, полностью ознакомиться со статьей можно на сервере препринтов arXiv.org.

Благодаря большой светимости и высокому значению красного смещения галактика BOSS-EUVLG1 ранее классифицировалась как квазар. Однако наблюдения, проведенные учеными с помощью автоматической межпланетной станции OSIRIS, Большого Канарского телескопа и телескопа ALMA, показали, что на самом деле это галактика с необычными свойствами. В ходе исследования выяснилось, что чрезвычайная яркость галактики в ультрафиолетой части спектра обусловлена наличием большого количества молодых массивных звезд. В квазарах же высокая светимость связана с активностью вокруг сверхмассивных черных дыр в их ядрах, а не со звездообразованием.

«Похоже, что в BOSS-EUVLG1 активно идет процесс образования молодых, очень массивных звезд, практически не содержащих пыли и с очень низкой металличностью (концентрацией элементов тяжелее гелия — Indicator.Ru)», — отметил первый автор статьи, сотрудник Центра астробиологии (Испания) Руи Маркес-Чавес.

Для BOSS-EUVLG1 характерно красное смещение 2,47. Это понижение частоты излучения связано с удалением от источника света вследствие расширения Вселенной. С помощью этого параметра ученые выяснили, что наблюдают галактику в тот момент, когда Вселенной было всего лишь около двух миллиардов лет. Скорость звездообразования в BOSS-EUVLG1 очень высока — примерно в тысячу раз выше, чем в нашей Галактике, хотя BOSS-EUVLG1 в 30 раз меньше. Галактика, скорее всего, является примером начальной фазы формирования массивной галактики. Несмотря на высокую светимость и скорость звездообразования, низкая металличность показывает, что она образовалась недавно — менее 100 миллионов лет назад. Исследователи считают, что в дальнейшем BOSS-EUVLG1 будет эволюционировать в сторону увеличения содержания пыли, кроме того, ее высокая светимость в ультрафиолете продлится всего несколько сотен миллионов лет — очень короткий период в эволюции галактики. Это предположение объясняет причину, по которой до сих пор не были обнаружены галактики, подобные BOSS-EUVLG1.