Опубликовано 30 января 2019, 12:51

Квазары указали на несоответствия в стандартной космологии

Квазары в представлении художника

© NASA/ESA/Hubble

Астрономы изучили свойства наиболее далеких квазаров — самых ярких постоянных источников излучения во Вселенной. Оказалось, что их свойства нельзя объяснить в рамках стандартной космологической модели Лямбда-CDM. Результаты опубликованы в журнале Nature Astronomy.

В последние годы в космологии господствует стандартная модель под называнием Лямбда-CDM, согласно которой наша Вселенная содержит холодную темную материю и темную энергию, что учитывается в виде лямбда-члена в уравнении Эйнштейна. Эта модель описывает абсолютное большинство наблюдательных фактов, например, с высокой точностью воспроизводит спектр мощности реликтового излучения. Согласно ей, около 69% всей массы во Вселенной приходится на темную энергию, примерно 26% — на темную материю и чуть менее 5% на обычную (барионную) материю.

Лямбда-CDM подробно протестирована в диапазоне от современной эпохи до самых далеких сверхновых типа Ia, а также в ранней Вселенной, во время появления реликтового излучения. Однако в промежутке между этими событиями она проверена намного хуже в связи с трудностью наблюдений столь далеких источников. В новой работе астрономы воспользовались квазарами — самыми яркими постоянными источниками во Вселенной, которые наблюдаются до красных смещений около 7,5. Они являются активными ядрами галактик, то есть сверхмассивными черными дырами, вокруг которых скапливается огромная масса вещества.

Авторы построили диаграмму Хаббла — зависимость между расстоянием до объекта и красным смещением. В результате для экстремально далеких объектов они нашли существенное отклонение от модели Лямбда-CDM. Авторы использовали данные о более чем 7000 квазаров на основе наблюдений космического рентгеновского телескопа XMM-Newton и результатов наземных обзоров.

Ученые называют одним из возможных выходов из ситуации предположение об изменяющейся с течением времени плотности темной энергии, которая считается строго постоянной в рамках модели Лямбда-CDM. Подобное изменение модели также потенциально может решить другую проблему — несоответствие между скоростью расширения пространства, измеренной по объектам локальной Вселенной и на основе анализа реликтового излучения.

«Эта модель очень интересна, так как может решить сразу две загадки, но пока что трудно судить о ее правоте, понадобится внимательно рассмотреть еще множество моделей перед тем, как мы сможем решить эту космическую головоломку», — говорит соавтор работы Гвидо Ризалити из Флорентийского университета в Италии.