Опубликовано 25 апреля 2019, 19:08

LIGO и Virgo наблюдали слияние двух нейтронных звезд

© ESO/L. Calçada/M. Kornmesser

25 апреля в 11:18 по московскому времени две земные антенны зарегистрировали гравитационные волны, которые могут быть последствием столкновения нейтронных звезд. Информация доступна в базе данных гравитационных событий-кандидатов.

Нейтронные звезды — сверхплотные последствия взрывов сверхновых. Радиусом в 10—20 км, по массе они в 1,4 раза превосходят Солнце. Уместить такое количество материи в такой объем позволяют высокие давления, которые загоняют электроны в атомные ядра. Положительные протоны и отрицательные электроны объединяются в нейтроны, за что звезды и несут название нейтронных. При неравномерном движении такие тяжелые тела не могут не вызывать искажений пространства-времени, предсказываемых общей теорией относительности Альберта Эйнштейна. Событие 2017 года, получившее название GW170817, стало первым в мире наблюдением гравитационных волн от двух нейтронных звезд, которые вращались друг относительно друга и затем слились в черную дыру.

Три обсерватории — Virgo в Италии и два LIGO в США — регистрируют гравитационные волны от астрофизических событий. 25 апреля в 11:18 по московскому времени две установки из трех (антенна LIGO в Хэнфорде была отключена) зафиксировали последовательность гравитационных волн. Virgo не хватило чувствительности, а LIGO из Ливингстона поймала сигнал. Ее напарника из Хэнфорда использовали для того, чтобы автоматически разослать информацию о событии на другие телескопы. Поэтому многие аппараты начали поиски сигнала лишь спустя несколько часов.

Данные говорят о том, что событие было порождено слиянием двух нейтронных звезд. При этом часть вещества была выброшена в окружающее пространство, что породило вспышку электромагнитного излучения. В связи с наблюдением лишь на двух антеннах точность определения параметров события невелика: с вероятностью в 90 процентов волна пришла из области площадью 10183 квадратных градуса, что составляет почти четверть площади небесной сферы (41253 квадратных градуса). Оценочное расстояние до события составляет 155±45 мегапарсек.