Опубликовано 06 октября 2020, 21:21

Получено лучшее изображение туманности Киля

© International Gemini Observatory/NOIRLab/NSF/AURA

Астрономам удалось получить беспрецедентно четкое изображение туманности Киля. В этом им помогло использование адаптивной оптики. Исследование опубликовано в журнале Astrophysical Journal Letters.

Туманности представляют собой облака газа и пыли, прекрасно подходящие для исследования процессов звездообразования. Поэтому астрономы уделяют им большое внимание. Одной из известных туманностей является туманность Киля, которая располагается на расстоянии 6,5–10 тысяч световых лет от Земли. Она в 500 раз больше широко известной туманности Ориона и за счет своих размеров является отличным объектом для изучения звездообразования. Космическая пыль препятствует этому, но звездообразование все равно можно наблюдать в инфракрасном свете.

Международная команда ученых использовала телескоп Gemini South Adaptive Optics Imager (GSAOI) в Чили. С его помощью они исследовали западную стену (край) туманности Киля. GSAOI — это телескоп с адаптивной оптикой в ближнем инфракрасном диапазоне. Адаптивная оптика компенсирует искажения из-за атмосферы Земли. С ее помощью ученые смогли взглянуть сквозь внешние слои пыли. Там они обнаружили огромную стену из пыли и газа, которая светилась благодаря ультрафиолетовому излучению ближайших молодых звезд. Полученное изображение оказалось самым четким изображением туманности Киля, так как адаптивная оптика позволила увеличить разрешение в десять раз.

Астрономы обнаружили множество ранее ненаблюдаемых деталей. Среди них длинная серия параллельных гребней, которые могут быть созданы магнитным полем, почти идеально гладкая синусоидальная волна,, а также свидетельства существования выброшенной из новообразованной звезды струи вещества. Изображение дало ученым наиболее четкое на сегодняшний день представление о том, как массивные молодые звезды влияют на свое окружение и формирование других звезд и планет.

«Возможно, что Солнце сформировалось в такой среде. Если это так, то радиация и ветры от любых близлежащих массивных звезд повлияли бы на массу и атмосферу внешних планет Солнечной системы», — отметил руководитель исследования, сотрудник Университета Райса Патрик Хартиган.