Опубликовано 03 мая 2018, 19:42

Четыре миллиарда лет назад Марс был прохладной полупустыней

© Christine Daniloff/NASA

Пока одни исследователи считают, что древний Марс был покрыт ледниками, другие предполагают, что он был больше похож на Землю. Новая статья, появившаяся на страницах журнала Nature Geoscience, приводит аргументы в пользу второй концепции.

Идея о влажном и теплом марсианском климате нравится некоторым ученым, но имеет и свои недостатки. Во-первых, непонятно, как Марс, расположенный дальше от Солнца, чем Земля, мог получать достаточно тепла и света для такого сценария. Во-вторых, недавние рассветы показали, что знаменитые марсианские каналы, скорее всего, сформировались из-за таяния ледников. Этот довод свидетельствует в пользу того, что климат на Красной планете был холодным, но перемежался эпизодами потепления.

Кроме того, ученые постоянно дискутируют по поводу соотношения парникового эффекта и отражающей способности планеты. Известно, что белый блестящий лед отражает солнечные лучи, тогда как облака создают парниковый эффект и экранируют лучи обратно. Чем больше лед покрывает поверхность планеты, тем большая плотность парниковых газов требуется, чтобы вызвать потепление.

В новом исследовании ученые сделали предположение, что марсианские каналы могли появиться из-за вулканической активности. Извержения вулканов, выбрасывающих в атмосферу углекислый газ, водород и метан, могли создавать парниковый эффект, усиливающий потепление. Пары воды конденсировались и выпадали в виде дождя, потоки которого и вырезали контуры загадочных долин.

Большой каньон (слева) и марсианские каналы (справа)