Опубликовано 09 января 2020, 22:00

Марс теряет воду быстрее, чем ожидалось

© ESA/DLR/G. Neukum

Международная группа ученых измерила скорость потери воды в верхних слоях атмосферы Марса и обнаружила, что она выше прогнозируемых ранее значений. Об этом исследователи сообщили в журнале Science.

С самого начала исследований Марса ученых интересовало по большей части присутствие только одного вещества на этой планете — воды. Именно она считается индикатором пригодности планеты для возникновения жизни и ее колонизации в отдаленном будущем.

Но вода в атмосфере Марса постепенно исчезает. Этот процесс происходит в верхних слоях атмосферы из–за того, что солнечный свет и различные катализирующие соединения разделяют молекулы воды на атомы водорода и кислорода, после чего продукты улетучиваются в космическое пространство.

Использовав данные зонда Trace Gas Orbiter программы Европейского космического агентства и Роскосмоса ExoMars, исследователи из Института космических исследований РАН, Национального центра научных исследований Франции, Оксфордского и Австралийского национального университетов обнаружили, что водяной пар в атмосфере Марса накапливается в больших количествах и неожиданных пропорциях на высоте более 80 км.

Анализ новых данных показал, что в этих крупных атмосферных очагах наблюдается даже перенасыщение — в атмосфере содержится в 10–100 раз больше водяных паров, чем теоретически должна позволять ее температура. Этот факт позволил сделать вывод, что в некоторые сезоны на Марсе может наблюдаться увеличение скорости потери воды из верхних слоев атмосферы.