Опубликовано 03 августа 2017, 20:19

«Мира» значит «удивительная»

421 год назад была открыта первая переменная звезда
Мира с «хвостом» (фрагмент фото, сделанного телескопом GALEX)

© NASA/Wikimedia Commons

О звезде, которая раз в 11 месяцев то появляется, то пропадает с неба, о пивоваре и астрономе и об удивительной галактической «комете» рассказывает наш сегодняшний выпуск рубрики «История науки».

Ночью 3 августа 1596 года фризландский пастор Давид Фабрициус, который любил писать свое имя как Давид Фабриций (латинизированное написание в те времена было очень модным), смотрел на небо. Несмотря на духовный сан, Давид был отличным астрономом, переписывался с Тихо Браге и Иоганном Кеплером, и, кстати, последний называл его вторым по крутизне наблюдателем в мире – после Тихо Браге.

Опытному глазу Фабрициуса было нетрудно заметить, что на небе в созвездии Кита появилась новая звезда. Точнее – Новая. Астроном счел, что это действительно одна из тех звезд, что вспыхивают на небе, потом постепенно тускнеют и исчезают навсегда. Он проследил за падением блеска звездочки до неразличимого глазом, записал наблюдения – и забыл о ней. Новые же никогда не появляются после исчезновения. Каково же было его удивление, когда 23 года спустя он увидел звезду на том же месте снова! Более того, в 1603 году Иоганн Байер увидел эту же звезду (ничего не зная о наблюдениях Фабрициуса) и занес ее в звездный каталог как о (Омикрон) Кита.

Так в астрономии появилось понятие переменной звезды. Систематические наблюдения Омикрона Кита начались полувеком позже. Градоначальник польского Гданьска, знатный пивовар, а по совместительству, конструктор телескопов и знаменитый астроном Ян Гевелий наблюдал звезду, которая то появлялась на небе, видимом невооруженным глазом, то исчезала. Но Гевелий-то был человеком с самыми вооруженными глазами в XVII веке – его телескоп длиной в 45 метров стал известен во всем цивилизованном мире!

Телескоп Яна Гевелия