Опубликовано 20 апреля 2021, 17:17
3 мин.

МКС: что мы потеряем?

Ретроспектива станции, от которой отказывается Россия
МКС: что мы потеряем?

© Roscosmos/Flickr/Hippopx/Indicator.Ru

Совсем недавно вице-премьер Юрий Борисов заявил, что в 2025 году Россия выйдет из проекта Международной космической станции. И несмотря на то что Роскосмос попытался смягчить ситуацию, пояснив, что решение будет приниматься только в 2024 году, по истечении договора о станции, судя по всему, истории Международной космической станции «как мы ее знаем», постепенно приходит конец. Уже сегодня стало известно, что наша страна начала строительство первого модуля собственной космической станции. В любом случае в нынешнем году МКС отпразднует свой 23-й день рождения. Indicator.Ru решил вспомнить основные вехи строительства самого большого рукотворного космического объекта.

1 ноября 1993 года российский премьер Виктор Черномырдин и вице-президент США Альберт Гор подписали официальное соглашение о создании «подлинно международной космической станции».

Первый запуск по этой программе состоялся 20 ноября 1998 года. Ракета-носитель «Протон-К» доставила на орбиту первый российский модуль «Заря». Двумя неделями позже космический челнок Endeavour пристыковал к нему первый американский модуль «Юнити». Три дня спустя на МКС побывали первые люди — Сергей Крикалев и Роберт Кабана. Впрочем, первая долговременная экспедиция на станцию прилетела почти два года спустя: 31 октября 2000 года на МКС прибыли тот же Сергей Крикалев, Юрий Гидзенко и Уильям Шеперд. Первая постоянная экспедиция встретила на орбите третье тысячелетие и положила начало постоянному присутствию человека в космосе, которое длится вот уже третий десяток лет.

Но вернемся к постройке станции. Чтобы собрать на орбите высотой чуть более 400 километров агрегат размерами 109х73х24 метра с жилым объемом почти 1000 кубических метров и массой более 400 тонн, потребовалось более четырех десятков запусков ракет-носителей и космических челноков.

Еще до появления на МКС постоянного экипажа станция разрослась до трех модулей: к «Заре» пристыковали служебный модуль «Звезда», а челнок Discovery привез первый энергетический модуль с блоком солнечных батарей.

В 2001 году станция получила пять обновлений: внешнюю складскую платформу ESP-1, американский шлюзовый отсек Quest, его российский аналог «Пирс» и сделавшую станцию «подлинно международной» канадскую руку-манипулятор Canadarm, к которой в следующем 2002 году доставили три других системных устройства — направляющие и мобильную сервисную систему MBS.

Затем сборка МКС на несколько лет прервалась. Поводом к этому стали трагические события: 1 февраля 2003 года во время возвращения на Землю погиб шаттл Columbia. Полеты американских кораблей были приостановлены на несколько лет, финансирование строительства станции тоже было уменьшено: США начали тратить средства на разработку собственного пилотируемого корабля.

Новые сегменты солнечных батарей доставили на МКС в 2006 году, а годом позже появился новый модуль — американский Harmony. В 2008 году в космическом доме появилась европейская «комната» — модуль Columbus, а чуть позже — японский лабораторный модуль Kibo. В 2009 году появился новый небольшой российский модуль — малый исследовательский модуль (МИМ) «Поиск», а в 2010 году и другой МИМ — «Рассвет».

В том же году на МКС появился еще один интересный объект — наблюдательный купол.

Последний (пока что) крупный объект на МКС появился в 2016 году. Им стал надувной модуль BEAM — прототип надувной гостиницы от компании Bigelow Aerospace. Модуль доставили, надули, и теперь космонавты и астронавты посещают его время от времени.

За два десятка лет МКС посетило 243 космонавта и астронавта из 19 стран: 152 из США, 50 из России, 9 из Японии, 8 из Канады, 5 из Италии, 4 из Франции, 3 из Германии и по одному из Бельгии, Швеции, ЮАР, Испании, Нидерландов, Бразилии, Малайзии, Южной Кореи, Казахстана, Дании, Великобритании и ОАЭ.

Напомним также, что, несмотря на громкие заявления, строительство станции не заканчивается. В этом году к МКС должен стартовать и российский «долгострой» — модуль «Наука», запуск которого откладывался много раз. Какова будет судьба этого модуля (как самого «нового») в случае выхода России из МКС, представители Роскосмоса пока не сказали. Что ж, посмотрим, как будут развиваться события после 2025 года.