Опубликовано 02 сентября 2016, 12:00

На Церере обнаружены криовулканы

Второго сентября космический аппарат Dawn, завершив основную программу исследований, начал по спирали подниматься на более высокую орбиту Цереры – карликовой планеты и крупнейшего тела в поясе астероидов, сообщается на сайте проекта. Церера и крупный астероид Веста являются главными исследовательскими целями миссии Dawn. В статье, опубликованной в журнале Science, представлены результаты шести работ, посвященных истории и развитию Цереры.

Исследователи под руководством Оттавиано Рюша из Центра космических полетов Годдарда предположили, что на некоторых космических телах могут действовать криовулканы – вулканы, извергающие воду, аммиак и соединения метана в жидком и газообразном состоянии. Основываясь на данных космического аппарата Dawn, ученые заявили, что они обнаружили криовулканы на Церере, причем образовались те относительно недавно.

Другое исследование, проведенное Жаном-Филлиппом Комбом и его коллегами, посвящено обнаружению льда на поверхности Цереры. Его в 2015 году зафиксировали спектрометры, находящиеся на борту Dawn. Пока не существует доказательств, что это именно водный лед, а не гидратированные минералы. При тех условиях, что существуют на Церере, лед мог просуществовать на поверхности лишь десятки лет. Существуют различные объяснения того, как вода попала на поверхность.

Третья работа принадлежит Кристоферу Расселлу - главному исследователю миссии Dawn. В ней обсуждается обнаружение на Церере энергетически заряженных частиц. Среди возможных объяснений – слабая атмосфера небесного тела, которая ионизируется заряженными частицами солнечного ветра, и высокое содержание соли в составе пород планеты, что создает магнитное поле, отклоняющее солнечный ветер.

Четвертое исследование проведено Гаральдом Нейсингером из Вестфальского университета имени Вильгельма. Прежде считалось, что под поверхностью Цереры находится слой льда, однако в таком случае кратеры должны были деформироваться со временем, что не подтверждают снимки с Dawn. Скорее всего, внешний слой Цереры состоит из смеси льда и скальных пород.

Пятое, проведенное под руководством Дебры Бучковски из Университета Массачусетса в Амхерсте, посвящено разнообразным формам рельефа Цереры. Некоторые из них образовались при столкновениях, другие являются свидетельством геологических процессов, третьи, вероятно, созданы криовулканическими процессами, выводящими на поверхность растаявший лед.

В шестом исследовании Элеонора Амманнито (Национальный институт астрофизики в Риме) и ее коллеги обнаружили, что на поверхности Цереры широко, хотя и неравномерно, распространены слоистые силикаты (тип горных пород, содержащих магний и аммоний). Для образования этих пород необходима вода, из-за чего ученые сделали вывод, что на каком-то этапе истории Цереры на ней происходили интенсивные геологические процессы с участием воды.