Опубликовано 22 декабря 2020, 19:00

На Луне нашли более 100 тысяч ранее неизвестных кратеров

© NASA/Goddard Space Flight Center

Используя методы машинного обучения, ученые из Китая совместно с коллегами из Исландии и Италии обнаружили почти 110 тысяч ранее неизвестных кратеров в низких и средних широтах Луны, а также определили возраст 18 тысяч из них. Результаты исследования станут основой для новой базы данных, а предложенные методы можно будет использовать для изучения других тел Солнечной системы. Статья опубликована в журнале Nature Communications.

Коллектив исследователей из Цзилиньского, Трентского и Исландского университетов использовал для обнаружения и подсчета ударных кратеров на Луне метод трансферного обучения, представляющий собой один из подходов машинного. Этим способом ученым с помощью нейросетей удалось идентифицировать 109 956 новых кратеров в низких и средних широтах Луны.

Большая часть поверхности спутника Земли покрыта кратерами, однако результаты ручного и автоматического подсчета их количества не соответствуют друг другу. Сложности возникают по множеству причин, например с помощью автоматических методов часто бывает трудно обнаружить кратеры неправильной формы или разрушенные кратеры.

Авторы статьи обучили глубокую нейронную сеть, используя данные о 7895 ранее идентифицированных и 1411 датированных кратерах. С помощью информации, собранной автоматическими межпланетными станциями «Чанъэ-1» и «Чанъэ-2», алгоритм смог найти в средних и низких широтах Луны в десятки раз больше кратеров, чем обнаруживали все предыдущие методы. Кроме того, нейронная сеть оценила возраст 18 996 кратеров диаметром более восьми километров. Результаты работы лягут в основу новой базы данных лунных кратеров. Также ученые полагают, что их подход может быть адаптирован для других тел Солнечной системы.