Опубликовано 22 июля 2020, 19:50

Астрономы обнаружили на Луне следы древнего метеоритного дождя

© Murayama/Osaka University

Исследователи из Университета Осаки и Нагойского университета исследовали возраст 59 лунных кратеров с помощью японского искусственного спутника «Кагуя». Ученые обнаружили, что 800 миллионов лет назад на Землю и Луну обрушился метеоритный дождь. Масса осколков разрушившегося астероида диаметром более 100 километров оказалась в 30–60 раз больше, чем образовалось при падении небесного тела в конце мелового периода 66,5 млн лет назад. Статья астрономов опубликована в журнале Nature Communications.

Ранее ученые обнаружили тонкий слой земли, обогащенный иридием, который имеет возраст 66,5 млн лет. Считается, что в то время астероид диаметром 10–15 км столкнулся с Землей и вызвал или значительно способствовал массовому вымиранию, которое произошло в конце мелового периода.

Считается, что столкновение астероида такого размера с Землей возможно один раз в 100 миллионов лет. Однако ударные кратеры на Земле, образовавшиеся до 600 млн лет назад, были стерты эрозией, вулканизмом и другими геологическими процессами. Таким образом, чтобы узнать о древних ударах метеоритов, авторы новой работы решили исследовать Луну, на которой почти не происходит процесса эрозии.

Авторы новой работы вычислили, когда образовались 59 лунных кратеров диаметром более 20 км. Для этого они изучили плотность вещества небольших метеоритных кратеров диаметров от 0,1 до 1 километра внутри больших образований. Одним из исследованных объектов оказался кратер Коперника (93 км в диаметре) и окружающие его кратеры. Для определения возраста кратера Коперника ученые исследовали плотность 860 кратеров диаметром 0,1–1 км. В результате авторы обнаружили, что 8 из 59 кратеров образовались одновременно — это самый большой показатель для всех исследованных до сих пор объектов.

Затем ученые провели вычисления и выяснили, что масса метеороидов от разорвавшегося 800 миллионов лет назад астероида составила по меньшей мере (4–5)×1016 кг. Это примерно в 30–60 раз больше, чем масса осколков, образовавшихся при столкновении с Землей астероида в конце мелового периода.

Кроме того, учитывая возраст события и орбитальные элементы существующих семейств астероидов, весьма вероятно, что астероидный ливень вызвало разрушение астероида класса C, богатого углеродом. Авторы считают, что в результате этого события возник астероид Эулалия, который сегодня находится внутри главного пояса астероидов.

Поскольку отражательная способность поверхности Эулалии аналогична отражательной способности околоземного астероида класса C Рюгу, то этот объект привлек внимание ученых, которые заподозрили в нем родительское тело некогда крупного небесного объекта. Авторы также пришли к выводу, что это разрушительное событие, произошедшее 800 миллионов лет назад, стало источником значительного количества фосфора на Земле.