Опубликовано 17 августа 2017, 12:15

На экваторе Марса нашли много доступного льда

Северная полярная шапка Марса

© NASA/Wikimedia Commons

Проанализировав данные космических наблюдений, астрономы нашли существенные запасы водяного льда под небольшим слоем грунта на экваторе Марса. Открытие интересно одновременно для астробиологов с точки зрения поиска следов жизни, планетологов в плане моделирования климата и для потенциальных колонистов, нуждающихся в снабжении водой. Статья с результатами работы опубликована в журнале Icarus.

Некоторые регионы Марса потенциально богаты водой, как обозначено на карте темно-синим цветом

© J.T. Wilson

Открытие было сделано на основе данных, полученных марсианским спутником NASA Mars Odyssey — самым старым работающим на орбите планеты аппаратом, запущенным в 2001 году. На его борту находится нейтронный спектрограф, который исследует нейтроны, выбитые из поверхности планеты космическими лучами. На основе количества улавливаемых нейтронов можно оценить количество водорода, который входит в состав воды. Если воды немного, она может находиться в различных формах: в виде гидратированных минералов или небольших частиц льда между песчинками. Однако, когда данные говорят о том, что концентрация воды может достигать 26%, ученые практически не сомневаются, что в этих областях находятся крупные массивы льда.

Новый метод обработки данных позволил построить карты с разрешением в 290 километров, что почти вдвое лучше, чем у предыдущих. Это позволило обнаружить новые места с высокой концентрацией воды на низких широтах. Однако этот лед также озадачивает ученых: согласно современным климатическим моделям Марса, лед на экваторе не может сохраняться более чем 125 000 лет. Так происходит из-за того, что он постепенно превращается в водяной пар, несмотря на небольшой слой почвы, который предохраняет лед от испарения. Астрономы объясняют это тем, что в недавнем прошлом наклон оси вращения Марса существенно изменился, благодаря чему бывшие полярные области сильно сместились.

Таяние такого льда может создавать благоприятную среду для выживания микробов. Именно поэтому особое внимание ученые уделяют темным полосам на склонах марсианских кратеров. Эти полосы могут быть осыпями, которые, как они считают, вызваны таянием льда. Также этот лед может стать источником воды для случайно привезенных земных микроорганизмов, поэтому в NASA действуют строгие правила стерилизации космических аппаратов.