Опубликовано 17 октября 2019, 20:33

Найден второй из самых медленно вращающихся радиопульсаров

© Elmi1966/Wikimedia Commons

Астрономы обнаружили новый радиопульсар в рамках исследования пульсаров и внегалактических радиовсплесков (SUPERB). Оказалось, что объект, названный PSR J2251-3711, вращается медленнее практически всех радиопульсаров, известных на сегодняшний день. Препринт статьи опубликован на сайте ArXiv.org.

Обычно пульсары представляют собой очень быстро вращающиеся (типичный период вращения равен миллисекундам) намагниченные нейтронные звезды, испускающие со своих магнитных полюсов мощные потоки радиоизлучения. Поскольку ось, проходящая через магнитные полюса нейтронных звезд, не всегда совпадает с осью вращения, узкие конусы радиоизлучения пульсара описывают по пространству круг, и, если этот конус попадает в Солнечную систему, на Земле регистрируют пульсар.

Однако поиск новых длиннопериодных радиопульсаров с периодом вращения более пяти секунд является сложной задачей. Примечательно, что только половина известных пульсаров с самым длинным периодом были найдены с помощью периодического наблюдения и главным образом из-за их большого потока излучения.

Теперь команда астрономов во главе с Винсентом Морелло из Манчестерского университета сообщает об открытии нового радиопульсара с очень длинным периодом обращения, который получил обозначение PSR J2251-3711. Этот вывод был сделан с помощью наблюдений на обсерватории Паркса в Австралии в рамках проекта SUPERB.

«В момент открытия SUPERB использовала так называемый поиск в пространствах Фурье, а также поиск одиночных импульсов, и именно последний позволил впервые обнаружить пульсар при наблюдении в обсерватории Паркса, сделанном 8 декабря 2015 года, — пишут астрономы в статье. — Новый пульсар имеет период обращения приблизительно 12,12 секунды. Это делает его вторым из самых медленно вращающихся радиопульсаров, известных на сегодняшний день. В настоящее время лидирует PSR J0250+5854 с периодом вращения 23,5».

Авторы исследования предполагают, что PSR J2251-3711 может находиться на расстоянии около 1600 или даже 4200 световых лет. Эти расчеты основаны на мере дисперсии этого пульсара, которая была равна 12,12 парсек/см3. Исследование показало, что он имеет поверхностное магнитное поле около 13 трлн гаусс, возраст 14,7 млн лет и светимость около 290 октиллионов эрг/с.