Опубликовано 12 мая 2017, 10:53

Астрономы нашли экзопланету с необычной атмосферой

© NASA/JPL-Caltech/SST

Исследователи из Великобритании, Франции и США обнаружили у экзопланеты атмосферу, состав которой нехарактерен для планет таких размера и массы. Результаты работы астрономов опубликованы в журнале Science.

Планета HAT-P-26b, которую изучали астрономы, расположена в 437 световых годах от Земли. Ее масса сравнима с массой Нептуна, однако найденная экзопланета обращается намного ближе к своей звезде. Тот факт, что у нее настолько маленькая орбита и период обращения (4,23 дня) позволил ученым внимательно исследовать состав атмосферы планеты: телескопы (в этой работе использовались Hubble и Spitzer) улавливают свет звезды, проходящий сквозь атмосферу, и, проанализировав его, ученые смогли установить содержание в ней различных химических веществ.

На примере планет Солнечной системы астрономы вывели закономерность, согласно которой у планет-гигантов велико содержание в атмосфере водорода и гелия, а в меньших по размеру телах (например, Нептуне) значительно больше тяжелых элементов. Кроме того, доля H и He выше у планет, расположенных ближе к Солнцу.

Исследование показало, что атмосфера HAT-P-26b состоит почти полностью из гелия и водорода, то есть нарушает выведенные закономерности. «Возможно, причина этого в том, что она сформировалась ближе к звезде или позже, чем считалось, и в нее не врезались обломки льда, содержащие тяжелые элементы», — прокомментировала один из авторов работы, сотрудник Центра космических полетов Годдарда Ханна Вейкфорд. Однако предполагается, что планеты такого размера не могут образовываться настолько близко к звезде.

«Астрономы только начали исследовать атмосферы отдаленных планет, схожих по массе с Нептуном, и почти сразу нашли пример, идущий вразрез с закономерностями, выведенными на основе небесных тел Солнечной системы», — рассказала Вейкфорд. По мнению авторов работы, она дает понимание того, что экзопланеты могут формироваться по правилам, отличным от тех, что действуют в Солнечной системе.