Опубликовано 20 сентября 2017, 13:47

Впервые исследована ночная сторона Венеры

Поверхность Венеры

© NASA

Астрономы впервые исследовали ночную сторону Венеры. Оказалось, что она сильно отличается от дневной стороны структурой облаков. С подробностями можно ознакомиться в Nature Astronomy.

Венера слишком медленно вращается вокруг своей оси. Чтобы полностью облететь Солнце, планете необходимо 225 дней. Из-за этого ученым неизвестно, что происходит с планетой, когда Солнце заходит. Чтобы это выяснить, астрономы использовали спектрометр видимого и теплового ИК-диапазонов спектра VIRTIS, установленный на борту аппарата Venus Express Европейского космического агентства, работавшего на орбите Венеры в 2006-2015 годах..

Ветры на Венере дуют в 60 раз быстрее вращения планеты. Исследователи отследили это явление, известное как «супервращение», описав движения облаков, плавающих над поверхностью планеты.

«Мы провели десятилетия, изучая супервращающиеся ветры, отслеживая, как верхние облака движутся над поверхностью дневной Венеры. Они хорошо видны на изображениях, полученных в ультрафиолетовом диапазоне», — сообщил автор исследования Хавьер Перальта.

Теперь ученые выяснили, что вихревые венерианские ветры еще более нерегулярны и хаотичны, когда скрыты от Солнца. Кроме того, на ночной стороне можно наблюдать волнистые нитевидные облака, которых нет на солнечной стороне. Ученые считают, что это происходит из-за гравитационных волн, которые не двигаются вместе с вращением Венеры.

Нитевидные облака, обнаруженные на ночной стороне Венеры