Опубликовано 11 ноября 2019, 10:40

Предложен новый метод для оценки скорости расширения Вселенной

© Ethan Siegel/NASA

Международная команда астрофизиков из США, Германии, Дании и Исландии использовала данные об интенсивности гамма-излучения для оценки постоянной Хаббла — показателя, используемого для оценки скорости расширения Вселенной. Статья исследователей была опубликована в The Astrophysical Journal.

Гипотеза расширяющейся Вселенной была выдвинута еще в начале XX века. Тогда американский астроном Эдвин Хаббл оценил степень красного смещения нескольких галактик и пришел к выводу, что они удаляются от Земли со скоростью, пропорциональной расстоянию до них — примерно 500 км/с на мегапарсек. Эта величина была названа постоянной Хаббла, и с тех пор ее значение неоднократно уточнялось.

С разработкой более совершенных методов измерения ученые снизили предполагаемое значение постоянной Хаббла до диапазона 60–80 км/с на мегапарсек. Но измерения этой величины разными методами практически не дают одинаковых значений хотя бы в пределах погрешности. Поэтому астрономы со всего мира ищут способ вычислить точное значение постоянной Хаббла, ведь оно имеет центральное значение в теории Большого взрыва.

Ученые придумали новый метод для оценки скорости расширения Вселенной. Для этого они сравнили последние данные об ослаблении гамма-излучения, полученные с помощью космического гамма-телескопа Fermi, с измерениями наземного массива черенковских телескопов. В итоге ученые получили скорость расширения Вселенной, равную 67,4 км/с на мегапарсек.

Идея метода состояла в том, что гамма-излучение может сталкиваться с другим типом волн — рассеянным внегалактическим фоновым излучением. Это излучение представляет собой «отпечаток» первых звезд во Вселенной и включает в себя волны всех длин до микроволнового диапазона, который характеризует реликтовое излучение. Взаимодействие между фотонами гамма-лучей и внегалактическим фоновым излучением приводит к ослаблению первых, что и можно наблюдать с Земли.

Ученые также провели статистический анализ и, объединив свои результаты с измерениями реликтового излучения, пришли к значению 66,6±1,6 км/с на мегапарсек.