Опубликовано 24 мая 2018, 11:01

Астрономы разглядели отдельные области излучения пульсара

© Dr. Mark A. Garlick/University of Toronto

Астрономы смогли зафиксировать излучение от двух областей пульсара, расстояние между которыми составляет около 20 километров, в то время как до самого источника примерно 6500 световых лет. Это удалось ученым благодаря удачному расположению пульсара в двойной системе и ориентации самой системы. Исследование опубликовано в журнале Nature.

Пульсар — это быстровращающаяся нейтронная звезда, с полюсов которой исходит узкий конус мощного излучения — как правило, в радиодиапазоне. В результате на Земле мы наблюдаем такие объекты как регулярную последовательность импульсов. Если пульсар находится в двойной системе и облучает также и компаньона, то его поверхность сильно нагревается и испаряется, образуя шлейф из плазмы на орбите.

В новой работе канадские астрономы описывают наблюдения хорошо известного пульсара B1957+20 «Черная вдова», находящего в двойной системе с холодным коричневым карликом, который испаряется из-за того, что пульсар его нагревает. «Истекающий газ действует как увеличивающее стекло прямо перед пульсаром, — говорит ведущий автор работы Роберт Мейн из Университета Торонто. — Получается, что мы смотрим на пульсар сквозь естественную линзу, что позволяет нам периодически видеть две области отдельно». Во время линзирования радиопоток от пульсара увеличивался на некоторых частотах в 70-80 раз.

Зафиксированное расстояние между областями заметно меньше светового цилиндра, у этого пульсара он равен 76 километрам. На этой поверхности скорость вращения линий магнитного поля приближается к световой. Некоторые теории предсказывают, что излучение рождается на световом цилиндре, согласно другим фотоны появляются близко к поверхности звезды. Наблюдение сигнала, усиленного истекающей плазмой, интересно само по себе, но у открытия могут быть и другие следствия. Например, некоторые спектральные особенности излучения пульсара напоминали параметры единственного известного повторного быстрого радиовсплеска FRB 121102. «Многие наблюдательные свойства быстрых радиовсплесков могут быть объяснены усилением на плазменных линзах», — поясняет Мейн.