Опубликовано 13 марта 2020, 15:02

Подтверждено существование железных дождей на экзопланете

Атмосфера на экзопланете WASP-76b в представлении художникa

© M. Kornmesser/ESO

Астрономы на Очень большом телескопе (VLT) смогли наблюдать сверхгорячую экзопланету, на которой, предположительно, могут идти дожди из железа. Свою находку авторы описали в статье, опубликованной в журнале Nature.

Открытая в 2013 году планета получила имя WASP-76b. Она расположена примерно в 640 световых годах от нас в созвездии Рыб. WASP-76b «приливно-отливная»: она вращается вокруг своей оси столько же, сколько и вокруг звезды. Поэтому планета всегда оказывается повернутой к светилу одной стороной. При этом дневная сторона нагревается до очень высоких температур, в то время как ночная находится в постоянном холоде.

На дневной стороне планеты так горячо, что молекулы газов в ее атмосфере разделяются на атомы, а металлы, такие как железо, испаряются в атмосферу. Экстремальная разница температур в тысячу градусов между дневной и ночной сторонами приводит к сильным ветрам (до пяти километров в секунду), которые приносят пары железа с ультра-горячей дневной стороны на более холодную ночную, где температура снижается до примерно 1500 градусов по Цельсию.

Согласно новому исследованию, на дневной и ночной сторонах WASP-76b различаются не только температуры, но и химические процессы. Используя новый прибор ESPRESSO на VLT ESO в чилийской пустыне Атакама, астрономы впервые выявили химические изменения на сверхгорячей газовой планете-гиганте. Они обнаружили сильный след паров железа на вечерней границе, которая отделяет дневную сторону планеты от ночной. Однако на ночной стороне ученые не смогли увидеть следов железного пара. Причина, по их словам, заключается в том, что на ночной стороне этой экзопланеты идет дождь из железа.

«Наблюдения показывают, что пары железа в изобилии присутствуют в атмосфере горячей дневной стороны WASP-76b, — добавляет Мария Роза Сапатеро Осорио, астрофизик из Центра астробиологии в Мадриде, Испания. — Часть этого железа переходит на ночную сторону из-за вращения планеты и атмосферных ветров. Там железо сталкивается с гораздо более прохладными средами, конденсируется и выпадает в виде осадков».