Опубликовано 14 августа 2020, 16:36

Астрономы нашли объяснение потускневшей Бетельгейзе

© ESO/ESA/Hubble/M. Kornmesser

В октябре 2019 года исследователи заметили резкое падение яркости Бетельгейзе. Теперь, используя данные Hubble, астрономы выяснили, что виновато в этом остывшее облако газа, которое выбросила звезда из своих недр. Статья об открытии принята к публикации в The Astrophysical Journal, с ее препринтом можно ознакомиться на сайте arXiv.org.

Еще в 1830-х годах британский астроном Джон Гершель показал, что яркость Бетельгейзе со временем изменяется: звезда то тускнеет, то становится ярче. Теперь исследователи знают, что это происходит из-за периодического сжатия звезды и увеличения ее в размерах. Цикл этого процесса длится 420 дней.

Однако в 2019 году исследователи обнаружили у этой звезды странное падение яркости. С октября 2019-го до середины февраля 2020 года звезда потеряла две трети своего блеска. Поэтому исследователи решили использовать данные телескопа Hubble, который наблюдал за Бетельгейзе с января 2019 года.

Собрав воедино снимки космического телескопа, астрономы обнаружили признаки того, как горячая и плотная материя движется внутри Бетельгейзе. Следы этого горячего вещества были видны вплоть до ноября, а уже в декабре несколько наземных телескопов обнаружили сильное падение яркости светила. Исследователи предполагают, что из недр звезды наружу вырвалось облако нагретого до высоких температур газа, которое покинуло атмосферу Бетельгейзе и начало постепенно остывать в открытом космосе. Перестав излучать, газ стал своего рода завесой, которая скрыла от нас часть красного сверхгиганта.

Астрономы нашли объяснение потускневшей Бетельгейзе