Опубликовано 26 июня 2019, 15:25

Работы по строительству Тридцатиметрового телескопа возобновились

Тридцатиметровый телескоп в представлении художника

© NOAJ

Власти штата Гавайи дали зеленый свет началу строительных работ на склоне щитового вулкана Мауна-Кеа. Проект Тридцатиметрового телескопа (TMT) — одного из крупнейших телескопов в мире — задерживался на протяжении четырех лет из-за сидячих протестов и исков коренных жителей Гавайских островов, сообщает журнал Science.

Тридцатиметровый телескоп может занять второе место среди наземных телескопов по величине зеркала. Лидерство принадлежит 39-метровому Европейскому VLT, второе место до сих пор занимал американский Гигантский Магелланов телескоп (GMТ). Крупные зеркала позволяют собирать много излучения, приходящего на Землю из космоса. Размер зеркал троицы позволит исследовать атмосферу ближайших экзопланет и обнаружить первые галактики Вселенной.

Cтоимость ТМТ, создаваемого при поддержке шести университетов, составляет свыше миллиарда долларов. Огромное зеркало телескопа будет состоять из 492 шестиугольных сегментов по 1,4 м. Общая площадь зеркала составит 664 м2, что позволит получать изображения в 10—12 четче, чем у телескопа Hubble.

Постройка 18-этажной конструкции на пике священного вулкана Мауна-Кеа вызывает протесты коренных жителей Гавайских островов. Положение телескопа не позволит совершающим традиционные религиозные обряды аборигенам следить за солнцем и заслонит обзор на гору Халеакала на соседнем острове Мауи.

Несмотря на то, что правовые барьеры теперь устранены, противники строительства телескопа могут предпринять попытку заблокировать дорогу к вершине. «Какие другие инструменты у нас есть, кроме массового ареста людей? В 2015 году тысяча демонстрантов собрались на горе, однако сейчас в процесс вовлечено больше людей. Пускай астрономы выиграли в судах, но они не завоевали морального превосходства», — завявила основатель одной из оргазаций, протестующих против постройки телескопа Кеалоха Писчиотта.