Опубликовано 27 октября 2017, 14:45

На Церере в прошлом мог быть океан

Карликовая планета Церера и карта гравитационных аномалий на ее поверхности

© NASA/JPL-Caltech/UCLA/MPS/DLR/IDA

Астрономы обнаружили повсеместное распространение содержащих воду минералов в коре крупнейшего тела пояса астероидов — Цереры. Астрономы подробно исследовали эту карликовую планету благодаря находящемуся на ее орбите зонду NASA Dawn и моделированию эволюции свойств поверхности. На эту темы вышло две статьи: одна опубликована в Journal of Geophysical Research, другая — в Earth and Planetary Science Letters.

Чтобы получить информацию о внутреннем строении Цереры, ученые анализируют гравитационное поле: находящийся на орбите зонд фиксирует небольшие изменения в высоте, что позволяет сделать вывод о распределении массы внутри притягивающего объекта. «[С каждым разом] мы все больше и больше узнаем, что Церера — это сложный динамический мир, на котором в прошлом могла быть жидкая вода. Даже сейчас она может быть под поверхностью [карликовой планеты]», — сказала соавтор одной из работ Джулия Кастилло-Рогез из Лаборатории реактивного движения NASA.

Кратеры Оккатор, Керван и Ялоде, а также криовулкан Ахуна оказались связаны с гравитационными аномалиями, то есть расхождениями между моделями гравитации карликовой планеты и реальными данными, что указывает на существование структур под поверхностью небесного тела. «У Цереры множество гравитационных аномалий, связанных со знаменательными геологическими особенностями», — прокомментировал ведущий автор первой работы Антон Ермаков из Лаборатории реактивного движения NASA.

Внешние слои Цереры оказались смесью льда, солей и гидратированных материалов, вероятно клатратов, то есть кристаллических соединений воды и газов. Причем в прошлом, возможно недавнем, эти слои участвовали в геологической деятельности. Также выяснилось, что под твердой корой находится более мягкий и легко деформируемый слой, что может быть признаком наличия воды, оставшейся от древнего океана. Большая его часть должна находиться в замороженном состоянии уже около четырех миллиардов лет, но небольшая доля внутри тела может оставаться в жидком виде.