Опубликовано 19 декабря 2019, 21:21

Найдена «пища» древних сверхмассивных черных дыр

© Dave Curtis/ESO

Используя телескоп VLT, исследователи смогли наблюдать огромные скопления холодного газа вокруг некоторых из самых ранних галактик во Вселенной, которые могли могли стать топливом для сверхмассивных черных дыр. Статья об этом опубликована в The Astrophysical Journal, полностью ознакомиться с ней можно на сайте Европейской южной обсерватории.

Астрономы задались вопросом, как сверхмассивные черные дыры смогли достичь своих размеров на первых этапах развития Вселенной. «Присутствие этих монстров, масса которых в несколько миллиардов раз больше солнечной, было для нас большой загадкой», — отмечает один из исследователей, сотрудник Института астрономии Общества Макса Планка Эмануэле Паоло Фарина. Это означает, что первые черные дыры, которые могли образоваться в результате коллапса первых звезд, должны были расти очень быстро. Но до сих пор астрономы не находили достаточно большие количества газа и космической пыли в ранней Вселенной, которые могли бы объяснить этот факт.

Предыдущие наблюдения с массива телескопов ALMA позволили астрономам обнаружить много пыли и газа в ранних галактиках, в которых было зафиксировано быстрое звездообразование. Но тогда ученые предположили, что большая часть материала ушла на формирование звезд, из-за чего для самой черной дыры осталось не так много топлива.

Чтобы решить эту загадку, в новой работе исследователи использовали инструмент MUSE телескопа VLT (Very Large Telescope) в пустыне Атакама для изучения квазаров — чрезвычайно ярких объектов, которые находятся в центре массивных галактик и предположительно являются сверхмассивными черными дырами. В ходе исследования ученые проанализировали 31 квазар. Среди них оказался и такой, свет от которого шел до нас 12,5 миллиарда лет. В то время возраст Вселенной составлял всего около 870 миллионов лет. Это один из самых больших квазаров, найденных в ранней Вселенной.

Астрономы обнаружили, что 12 из исследованных ими объектов окружены огромными газовыми облаками. Они представляют собой холодные, плотные скопления водорода, простирающиеся на 100 тысяч световых лет от центра черных дыр. По предварительным оценкам, их масса больше солнечной в миллиарды раз. Группа ученых из Германии, США, Италии и Чили также обнаружила, что эти газовые облака были тесно связаны с квазарами. Это значит, что они могли обеспечивать «пищей» квазары в центре галактик и поддерживать энергичное звездообразование.