Опубликовано 24 апреля 2020, 10:29

Выяснено, почему атмосфера Венеры вращается быстрее ее поверхности

© NASA

Используя данные космического аппарата «Акацуки» Японского космического агентства, японские астрономы вместе с американским коллегой получили данные о вращении плотных облаков в атмосфере Венеры. Они выяснили, что быстрое движение воздушных масс вызвано сочетанием тепловых приливов, волн Россби и атмосферной турбулентности. О своем открытии ученые рассказали в журнале Science.

Атмосфера Венеры вращается в 60 раз быстрее ее поверхности — она делает полный оборот всего за 92 часа, тогда как день на Венере длится 243 земных. Для возникновения этого явления необходимо непрерывное перераспределение углового момента для преодоления трения с поверхностью планеты. Однако ни источник этого момента, ни способ его поддержания до сих пор остаются неизвестны.

Используя ультрафиолетовые снимки и данные наблюдений в инфракрасном диапазоне, сделанных «Акацуки», исследователи смогли отследить движение облаков и использовали их для картирования ветров планеты, что позволило авторам получить последовательную картину баланса углового момента Венеры в верхней части облаков.

Эти данные позволили астрономам оценить атмосферные силы, которые связаны с поддержанием быстрого вращения атмосферы планеты. Их результаты показывают, что необходимый угловой момент обеспечивается за счет тепловых приливов, которые возникают из-за нагрева Солнцем вблизи экватора планеты. В противовес им действуют планетарные волны, называемые волнами Россби, и высокая атмосферная турбулентность. В средних широтах, по словам исследователей, регулировать распределение углового момента будут гидродинамические неустойчивости.

Новая работа описывает основные процессы, которые вносят вклад в быстрое движение атмосферы относительно поверхности Венеры. Полученные исследователями данные позволят наложить существенные ограничения на численное моделирование атмосферы планеты и более точно описать ее поведение в долгосрочной перспективе.