Опубликовано 17 декабря 2020, 16:46

В потенциально самой далекой галактике обнаружили гамма-вспышку

© NASA/ESA/G. Bacon/STScl

Команда ученых с помощью спектрографа MOSFIRE уточнила расстояние до галактики GN-z11, которая может быть самой далекой и древней из когда-либо обнаруженных. Кроме того, исследователям удалось зафиксировать исходящую от галактики мощную гамма-вспышку. Две посвященных исследованию статьи опубликованы в журнале Nature Astronomy.

«Судя по предыдущим исследованиям, галактика GN-z11 кажется самой далекой от нас обнаруживаемой галактикой, на расстоянии 13,4 миллиарда световых лет или 134 нониллиона километров (это 134 с 30 нулями). Но измерить и проверить такое расстояние — непростая задача», — отметил один из авторов исследования, Нобунари Касикава из Токийского университета.

Международная команда астрономов использовала телескоп Keck I, чтобы определить расстояние до галактики GN-z11. Они измерили ее красное смещение. Это явление, когда длина волны увеличивается при удалении от источника. Образующиеся при красном смещении эмиссионные линии позволяют оценивать расстояние до изучаемой галактики. «Мы специально рассмотрели ультрафиолетовый свет, так как это область электромагнитного спектра, в которой мы ожидали найти химические сигнатуры с красным смещением. Космический телескоп Hubble несколько раз обнаруживал сигнатуру в спектре GN-z11. Однако даже Hubble не может оценить линии ультрафиолетового излучения в той степени, в которой мы нуждались. Поэтому мы обратились к более современному наземному спектрографу, прибору для измерения эмиссионных линий под названием MOSFIRE, который установлен на телескопе Keck I на Гавайях», — рассказал Касикава.

MOSFIRE смог точно зафиксировать эмиссионные линии GN-z11. Благодаря этому астрономы смогли оценить расстояние до галактики гораздо точнее, чем было возможно раньше. Для измерения расстояния в таких масштабах астрономы используют так называемое число красного смещения, обозначаемое как z. И в этом исследовании ученым удалось повысить точность значения z для GN-z11 в 100 раз. GN-z11 может оказаться самой дальней галактикой из всех когда-либо обнаруженных, но для подтверждения этого необходимы дальнейшие исследования.

Кроме того, в ходе наблюдений астрофизики обнаружили длившуюся три минуты гамма-вспышку, которая, как оказалось, исходила от GN-z11. Ранее о существовании таких явлений уже через несколько лет после Большого Взрыва — а галактика образовалась всего через 420 млн лет — не было известно.