Опубликовано 07 мая 2020, 21:12

С поверхности Луны зафиксировали выбросы атомов углерода

© S. Yokata

Исследовательский аппарат «Кагуя» обнаружил выбросы ионов углерода с поверхности Луны. Это опровергает версию о низком содержании этого элемента в недрах нашего спутника. О своей находке исследователи рассказали в журнале Science Advances.

Углерод является летучим элементом, который оказывает значительное влияние на формирование и эволюцию планет. Но согласно современной теории формирования Луны, количество этого элемента в ее коре должно быть небольшим. Опровергли эту точку зрения новые измерения аппарата Японского космического агентства (JAXA). Они показывают, что углерод, скорее всего, был на Луне с самого ее формирования — примерно 4,5 миллиарда лет назад.

«Кагуя», запущенный в 2007 году, провел полтора года на орбите вокруг Луны, наблюдая за поверхностью спутника. Среди приборов аппарата был и масс-спектрометр, который регистрировал эмиссию ионов различных элементов с поверхности Луны, включая углерод. Следов этого элемента не было обнаружено в данных миссий «Аполлон», поэтому ученые считали, что его сравнительно мало на нашем спутнике.

Но недавно полученные результаты наблюдений показали, что в лунных породах присутствуют следы углерода и молекул воды. Это побудило исследователей обратиться к данным «Кагуя», чтобы окончательно выяснить, насколько распространен шестой элемент таблицы Менделеева на спутнике Земли.

Оказалось, что эмиссия ионов углерода происходит почти по всей лунной поверхности, но их количество различается в зависимости от района. Полученные результаты показывают, что этот элемент не мог появиться на спутнике ни благодаря осаждению его атомов при помощи солнечного ветра, ни с помощью микрометеоритов. Остается только один вариант — углерод появился в горных породах Луны в самом начале ее формирования.

Новая работа также показывает, что ученым необходимо внести коррективы в принятую сегодня модель формирования Луны, согласно которой Земля в какое-то время столкнулась с гипотетической планетой Тея, в результате чего в качестве осколка от этого события образовалась Луна. Наличие углерода в недрах нашего спутника говорит о том, что температуры, которые были достигнуты в результате такого столкновения, были не настолько велики, как предполагалось раньше, так как иначе весь углерод испарился бы в космическое пространство.