Опубликовано 10 января 2019, 18:03

Найден второй повторный быстрый радиовсплеск

Радиотелескоп CHIME

© Andre Renard/CHIME

Канадские астрономы зафиксировали новый радиосигнал, который относится к типу быстрых радиовсплесков. Этот случай стал вторым в истории, когда подобный сигнал регистрируется несколько раз из одного и того же источника. На данный момент астрономы затрудняются однозначно объяснить природу этого феномена. Результаты опубликованы в двух статьях в журнале Nature (1), (2).

Быстрые радиовсплески (fast radio bursts, FRB) являются одной из самых горячо обсуждаемый тем в современной астрономии. Они представляют собой яркие короткие вспышки в радиодиапазоне, продолжающиеся около нескольких миллисекунд. Впервые они были обнаружены в архивных данных около 10 лет назад. С тех пор было найдено несколько десятков FRB, в том числе один повторный, от которого также зарегистрировано несколько десятков сигналов. Существует огромное разнообразие гипотез о природе этого феномена, начиная от падения астероидов на нейтронные звезды до деятельности инопланетян. В общем, гипотез почти столько же, сколько известно самих всплесков.

В новой работе канадские астрономы, работающие с еще не полностью введенным в эксплуатацию радиотелескопом CHIME (Canadian Hydrogen Intensity Mapping Experiment — Канадский эксперимент по картированию интенсивности излучения водорода) отчитываются о наблюдениях свыше десяти новых FRB, один из которых оказался повторным. Одна статья полностью посвящена повторному событию, а другая — первым наблюдения FRB на частотах ниже 700 мегагерц (МГц). Ранее ни один FRB на наблюдался на таких длинных волнах, а CHIME позволил зафиксировать данные вплоть до 400 МГц. Повторные радиовсплески очень похожи друг на друга: в профиле их импульсов наблюдается множество мелких изменений яркости, в то время как светимость отдельных FRB меняется более предсказуемо.

CHIME состоит из четырех параболических желобов длиной 100 метров, постоянно сканирующих небо. Его строительство было завершено в 2017 году, но инструмент еще не полностью функционален. Авторы надеются, что полноценный CHIME сможет зарегистрировать сотни или даже тысячи FRB, благодаря чему ученые смогут приблизиться к разгадке этого феномена.