Опубликовано 26 мая 2020, 13:08

Причиной возникновения Солнечной системы назвали столкновение галактик

© NASA

Команда астрономов из Испании, Франции и Италии проанализировала данные, собранные космическим телескопом GAIA Европейского космического агентства. Исследование показало, что влияние столкновения Млечного Пути с карликовой эллиптической галактикой в Стрельце повлияло на эволюцию нашей Солнечной системы сильнее, чем считалось ранее. Выводы исследователей опубликованы в журнале Nature Astronomy.

Астрономам уже известно, что Стрелец неоднократно проходил через диск Млечного Пути, поскольку его орбита вокруг ядра галактики изменяется в результате действия гравитационных сил. Предыдущие исследования показали, что карликовая эллиптическая галактика в Стрельце оказала большое влияние на движение звезд в Млечном Пути. Некоторые даже утверждают, что массивная спиральная структура Млечного Пути может быть результатом по меньшей мере трех известных столкновений нашей Галактики со Стрельцом за последние шесть миллиардов лет.

Новая работа впервые показала, что влияние Стрельца на Млечный Путь может быть еще более существенным. Рябь, вызванная столкновениями, по-видимому, стала причиной эпизодов активного звездообразования, один из которых примерно совпал со временем образования Солнца около 4,7 миллиарда лет назад.

Исследователи изучили светимость, расстояния и спектр звезд в пределах сферы радиусом около 6500 световых лет вокруг Солнца и сравнили полученные данные с существующими моделями эволюции звезд. В результате авторы обнаружили три периода увеличения звездообразования. Их пик пришелся на время 5,7 миллиарда лет назад, 1,9 миллиарда лет назад и миллиард лет назад. Астрономы предполагают, что это соответствует времени прохождения карликовой галактики в Стрельце через диск Млечного Пути.

Согласно теории исследователей, после первой эпохи звездообразования Млечный Путь достиг сбалансированного состояния, в котором звезды формировались устойчиво с постоянной скоростью. Затем внезапно с Млечным Путем начинает сталкиваться галактика Стрельца, заставляя ранее неподвижные газ и пыль создавать волны, напоминающие рябь на воде. В некоторых районах Млечного Пути эти волны приводили к повышению концентраций пыли и газа, в то время как в других районах эта концентрация падала. Высокая плотность материала в этих областях затем вызвала бы образование новых звезд.

Авторы предполагают, что именно взаимодействие нашей галактики со Стрельцом стало причиной образования в ней значительной части звезд. В том числе, согласно выводам авторов, так могла сформироваться и наша Солнечная система. И хотя сказать точно, появилась ли наша звезда из скопления газа благодаря Стрельцу или нет, ее возраст согласуется с первой эпохой звездообразования, когда через Млечный Путь проходила карликовая галактика.